После Перза — III
Любое общение, в том числе - психотерапевтическое, это
интеллектуальный танец в попытках, наконец, понять другого
человека. Утрируя, иногда я говорю, что два человека вообще не
могут понять друг друга. Откуда я знаю, что он понял меня? Он так
сказал? Но, быть может, сказав, что он понял меня, он имел в виду
нечто совершенно отличное от того, что имею в виду я? И тогда я
уточняю. И он снова кивает: он опять понял. И с тем же успехом,
мне (и ему) и в этот раз могло лишь показаться. Наше право -
закрыть глаза на то, что в любом контакте всегда есть элемент
соглашения: я сделаю вид, что понимаю, а ты - что поверил мне.
Глубина взаимопонимания измеряется тем, до какого момента мы с
тобой еще пытаемся друг до друга достучаться, а в какой момент -
оба закрываем глаза на обоюдное непонимание.
Предельный аутизм демонстрируют два человека, ведущие задушевную
беседу. Каждый - о своем. Как два радиоприемника, стоящие друг
напротив друга, и транслирующий каждый - свою программу. Позже
оба (люди, а не радиоприемники), чувствуют опустошение, и
собеседника еще года два не хочется видеть.
В психотерапии подобное встречается нередко. Мы называем это
имитацией психотерапии: я выслушиваю, киваю, ты делаешь вид, что
тебе полегчало. Я делаю вид, что даю совет, ты обещаешь
непременно им воспользоваться. Оба делают вид, что не замечают
очевидного «не то». И глохнут, когда им говорит об этом кто-то
третий. Приходите к нам лечиться, и корова, и волчица… Меня зовут
Добрый Доктор Пустьболит.
Привычка врать себе так въедается, что до некоторых людей очень
трудно бывает донести, что, собственно, ты имеешь в виду. Причем,
пять минут назад кто-то пытался тоже самое донести до тебя. Я иду
по ковру, ты идешь, пока врешь. Единственный способ сломать это -
перевернуть ситуацию вверх ногами. Но это надо уметь делать.
Кроме того, перевернуть вверх ногами другого, продолжая сохранять
с ним контакт, можно только встав на голову самому. Ведь все
должно быть честно.
То, свидетелем чего зачастую становилась я во время своего
обучения, - это лечение абсурдом. (Подробно об этом - ниже)
Выдергивание табуретки из-под ног несчастного человека,
обратившегося за помощью. С целью лишить его возможности
продолжать вести себя привычным образом. В надежде на то, что,
возможно, что-то, наконец, произойдет. В надежде на.
Впрочем, терапевт, использующий этот прием, должен быть готов к
тому, что в когда-нибудь клиент или ученик сделает с ним тоже
самое. С одной стороны, это должно быть приятно: Помогло!
Подействовало! С другой стороны - теперь учитель сам поставлен в
неудобное положение: на голову. Так, однажды Борис сказал мне: «С
другими я переворачиваю, потом они переворачивают. Потом я
переворачиваю. Потом они снова переворачивают. И тогда я снова
переворачиваю. И они переворачивают опять. И тогда я еще раз
переворачиваю, и, как бы, уже - всё. А ты сильнее всего
переворачиваешь, когда в какой-то момент останавливаешься и
раскрываешься. И тогда уже я лечу вверх тормашками». Но каждый
переворачивает по-своему.
***
Первый день работы очередной группы.
Ольга Романенко (котерапевт Бориса) представляется:
- Мы закончили МГУ, работали в консультировании, затем увлеклись
гештальтом…
Боря добавляет:
- Находимся постоянно в слиянии, говорим о себе «мы»… А вас за
это будем жестоко наказывать.
***
Лена (плачет): я не могу говорить. У меня в горле ком.
Боря: Давай, давай, какое там слово?! Какое слово стоит
комом?!
Лена: Их много… И ни одно не подходит…
Боря: Какое больше всех не подходит?
Лена смеется.
Боря: Да, дешевый трюк, но работает!..
Лена, перестав смеяться: «папа».
***
- Что это за чувство, ты хочешь что-то с ним сделать?
- Я не могу.
- А кто может?
- Ты.
- То есть, твое чувство - в моих руках…
- Как можно самому что-то сделать со своим чувством?! Как можно
самому что-то сделать с чувством голода, пока яблоко само не
прилетит в рот?..
***
Полина: Надоело жаловаться…
Боря: Еще есть вариант - начать жаловаться на то, что надоело
жаловаться… Скажи еще, что тебе нечего терять!..
Полина: Ну, это действительно так…
Боря: Ну, конечно!.. У тебя вон, я смотрю, очки целые,
неразбитые… Часы еще ходят… Ты не зарекайся!
***
Боря: Полина-Полина!.. Ты видишь, что ты делаешь?
Полина: Конечно!
Боря: Ах да, я забыл - ты же психолог! У психологов нет
бессознательного…
Полина: Как выясняется, к сожалению, - есть…
Боря: Вероятно, это благотворное влияние психотерапии…
***
- Боря, я тут хотела спросить тебя одну вещь… Задать один вопрос…
Вот, мне интересно…
- Спрашивай, спрашивай, раз интересно…
- Ой, мне и на работе, и дома говорят, что я все время захожу
автогеном через жопу…
- В том числе - сейчас…
***
Боря: Вот то, что у тебя на лице написано, - вот это и
скажи!
Ира: Я не знаю, что говорить.
Боря: Ты знаешь! Не думай! Не говори вслух, достаточно про себя.
Не размышляй, а то запутаешься. Есть?
Ира: Да.
Боря: Скажи его, это слово.
***
Работа над конфликтом в терапевтической группе. Нина:
- Я понимаю, чем Полину раздражаю! Она же - раздражает меня тем,
что все время разговаривает.
- Ну, вот этим ты ее тоже раздражаешь - тем, что ты понимаешь,
чем ты ее раздражаешь… У нее тоже в жизни есть такие люди,
которые все это понимают, и еще пытаются ее заткнуть.
- Ну, скажи ты ей, чтобы она замолчала!
- А тебе три года, ты сама не можешь ей этого сказать!
- Ну, она же - не моя дочь!
- Ну, я же - не твой папа!
***
- Ты используешь юмор, игру слов, дистанцирование… хоп! И тебя
уже там нет!
- Где - там?
- Во-во… Именно. Нет, если бы ты была клоуном в цирке, это было
бы нормально…
- Ну, да: я бы приходила к тебе после работы, усталая, оставляла
бы в коридоре парик и большой красный нос на резиночке, и
становилась бы чуть серьезней.
- Во-во… Еще долго?
- Что - «долго»?
- Почему ты все время пытаешься доказать, будто нет в
происходящем ничего, что бы тебя еще затрагивало? Будто нет
ничего, что было бы тебе все еще небезразлично?
- Нет, что-то есть, конечно… Но что делать-то?
- Я понятия не имею. Но я знаю, что ты сама прекрасно знаешь,
когда делаешь все, что угодно, что не является тем, чем надо.
***
Наташа: Вот я для себя так решила: если ко мне придет
суицидальный клиент, я говорить об этом не буду. Потому, что если
что, - я себе этого не прощу.
Борис: Ну да, конечно!.. А как ты этого избежишь-то? Вот, придет
к тебе клиент.
- Да.
- Скажет: «я хочу выкинуться из окна».
- Да.
- И подойдет к подоконнику.
- Да.
- А ты - не усиливаешь, ты молчишь.
- Да…
- И он открывает окно.
- Да.
- И бросается.
- Да…
- И ты подходишь к окону, смотришь вниз и говоришь «Бум-с». И
потом всю жизнь мучаешься от того, что ты не сказала ему: «ну и
прыгай, мудило!», потому, что это бы его, быть может, удержало.
***
- Этот конфликт с твоим мужем… Хочешь ли ты что-то изменить в
отношениях с ним?
- Когда я пытаюсь что-то изменить, я начинаю говорить с ним, но
это бесполезно - он ничего не понимает…
- Ты как будто говоришь: «…Когда я подхожу к холодильнику,
открываю дверцу и вижу, что он пуст, я понимаю, что никогда не
наемся…» Я спросил тебя, хочешь ли ты есть.
***
Обсуждение работы в психотерапевтической группе.
Лена (агрессивно):
- Можем ли мы составить список слов, которые на группе нельзя
использовать?! А то меня уже тошнит!
Боря:
- Можем! Слово «тошнит» - вычеркиваем!
После паузы Боря задумчиво добавляет:
- Вопрос в том, что ты будешь делать, если твой клиент или член
группы будет использовать слова из этого списка?..
Лена:
- Меня тошнит быть клиентом…
- Замени слово «клиент». Тошнит быть каким?
Лена (оживившись):
- Убогим, хромым, горбатым… - смеется.
Боря:
- О! Сколько сразу радости!.. Вычеркни слово «клиент» из своего
списка.
***
Оля: Странно, у всех такие бурные чувства, а я поймала себя на
том, что у меня их нет! Я даже завидую…
Боря: Ну, почему? У тебя есть бурное чувство зависти!
- Да, но оно не бурное…
- Ну - более бурное, чем у других - ты же решила сказать о нем!
***
Перед обсуждением итогов работы.
Лена (перебивая Бориса): Я хочу себя похвалить, а чтоб вы меня
потом поругали.
Боря: Ну, мы и так можем!.. Вот, например, что ты только что
сделала? Ты постоянно хочешь привлечь внимание. И постоянно
борешься с этим. И постоянно привлекаешь внимание, не замечая
этого. Привлекай внимание открыто! Ты постоянно делаешь из мухи
слона, не замечая при этом слона. Делай это открыто, а то у тебя
уходит масса энергии на борьбу. «Пусть меня любят!» - это
нормально!
***
Алла в который раз отказывается говорить о себе. Но часто плачет и открыто злится. В один из таких моментов Борис говорит: «Что это за чувство у тебя сейчас?!». Алла молчит. Борис, после паузы: «Хорошо. Если о нем тяжело говорить, подожди, пока появится то чувство, о котором легко будет сказать. Думаю, это будет раздражение».
***
Подведение итогов работы в виде небольших терапевтических
взаимодействий. Ученики сидят по кругу, Борис каждому из них дает
устное «резюме».
Боря: Ты хорошо работаешь, но чуть-чуть переоцениваешь себя.
Червячок сомнения - найди ему место.
Галя: Я все это осознаю.
Боря: Вот, именно вот это!.. Нет никого, кто бы «все осознавал».
Всегда есть еще что-то, помимо этого.
***
Кате: Ты - ребенок. Ты удивительно открыта. Больше пока ничего нет, но перспективы огромные. Что будет, - не знаю. Ребенок может быть в полгода вундеркиндом, и складывать кубики Кооса. А потом смотришь - ему 25 лет, а он все кубики складывает…
***
Индивидуальная работа.
Борис: Наташа! Менять другого человека - это тупик. Надо менять
не других людей, а свои отношения с ними. Какие отношения у тебя
самые запущенные?
Наташа: Ну, я не знаю… У меня несколько вариантов…
Борис: Ну, вероятно, это тот, который кажется тебе самым
абсурдным…
***
Наташа рассказывает о конфликте с сестрой.
Наташа: Не могу я с ней договориться. Она ни на что не
соглашается!
Боря: Скажи ей об этом!
Наташа: Не буду я ей ничего говорить - и так все ясно.
Ольга (сестра): Боря, ты видишь, что она в этом месте не
гнется?
Боря: Оля, если человек где-то не гнется, он не гнется нигде
потому, что человек целостен. Она не гнется потому, что для тебя
это - проблема.
***
Ведущий: К вопросу о доверии: ты либо доверяешь человеку, либо -
нет. Здесь не дано третьего.
Участник группы: Я не могу доверять человеку просто так. Как это?
Сначала нужно до конца проверить, достоин ли он доверия.
Ведущий: «До конца проверить!» Ха! Да как ты можешь что-либо
проверить до конца? Если я пытаюсь до конца проверить, а все ли
люди - дерьмо, - да конечно, все! И проверять нечего…
***
Супервизия в учебной группе.
Супервизор: С чем связано тове чувство неудовлетворенности
работой? Чего ты ей не сказала? Что хотелось бы сказать?
Терапевт: Я хочу сказать ей, что ей плохо, но я боюсь.
Супервизор: Скажи ей об этом: что ты видишь, что ей плохо, но
боишься сказать ей об этом. Столкнувшись со своим
замешательством, ты помогаешь пройти через него клиенту. Если
нет, - вы находитесь с ним в разных местах. Смотри: клиент боится
чего-то. Ты показываешь ему, какая ты храбрая. Он боится еще
больше. Покажите ему, что есть что-то, чего ты тоже боишься.
***
Супервизия в учебной группе.
Борис: Вот, ты только что закончила терапевтическую сессию. Ты
можешь мне отчетливо сказать, чего хотела от тебя клиентка? Ты,
вообще, заметила, что ей было как-то не по себе, что, может быть,
даже ей было плохо?..
Терапевт плачет. Пауза.
Борис: Отвечай, чего она от тебя хотела?!
Терапевт: Не знаю.
Б.: Знаешь!
Т.: Не знаю!!
Б.: Возьми тетрадь и ручку.
Т.: Не буду.
Б.: Бери тетрадь! Пиши…
Т.: Не буду я ничего писать!
Б.: Пиши фразу: «она хотела от меня…», и заканчивай ее любым
способом! Закончила?
Т.: Нет!
Б.: Начинай еще раз, сначала: «она хотела от меня», и заканчивай
не останавливаясь. Закончила?
Т.: Да.
Б.: Читай!
Т.: Не буду!
***
Терапевт: Что чувствуешь-то?..
Клиент: Ну, ты уж как спросишь, так спросишь!
Терапевт: А ты уж как ответишь, - так ответишь! Что
чувствуешь-то?..
***
Клиент: Однажды мама меня уже чуть не зарезала.
Терапевт: Подожди, - как это?
Клиент: Ну, просто с ножом подбежала…
Терапевт: А ты что?
Клиент: А что я? Я согласился идти в суворовское училище…
***
Клиент: Скажи что-нибудь.
Терапевт: Что?
Клиент: Ну, что-нибудь хорошее…
Терапевт: Что - хорошее?…
Клиент: Например, скажи, что я сделал успехи…
Терапевт: Ну! Ты сделал успехи! Ты удовлетворен?
Клиент: Частично.
Терапевт: Чего ты не услышал для полного удовлетворения? Что я
должна была сказать?
Клиент: Скажи, что я научился говорить то, что думаю.
Терапевт: … А разве ты научился?
Клиент: Все ты не то говоришь! Ты должна была сказать, что я
хороший!
***
Клиентка: Боря, я нисколько не сомневаюсь, что в процессе сессии
ты усмотришь связь того, что я говорю сейчас с тем, что будет
позже…
Терапевт: Наверняка, наверняка… (хитро)
Клиентка: Вообще, я тебе скажу, что нет более разных людей, чем
ты и мой муж, но в одном вы похожи…
Терапевт: ?
Клиентка: В умении во всём усматривать всё… Я даже подозреваю,
что это я его этому научила, научившись этому у тебя…
Терапевт: Вообще для тебя, наверное, не будет секретом, если я
тебе скажу, что многие мои клиенты усматривают во мне сходство со
своими близкими родственниками… Это просто у меня работа такая.
***
Подведение итогов учебной терапевтической сессии.
Боря: Хреново работаешь. И нечего плакать. Надо работать хорошо.
Чего ты тут изображаешь?
Дима: Синтез.
Боря: Синтез чего с чем? Клубники с говном? Не Ферелли ты, не
Ферелли. Так и запомни.
***
Боря: Вот ты, не можешь донести до клиентки нечто. Чувствуешь ли
ты агрессию при этом?
Наташа (агрессивно): Нет, агрессии не чувствую.
Б.: Не чувствуешь?
Н.: Не чувствую!
Б.: А ко мне ты сейчас чувствуешь агрессию?
Н. (провоцируя): Нет.
Б. (раздражаясь): Не чувствуешь агрессии?
Н.(сдерживаясь): Нет. Но еще через несколько раз
почувствую.
Б.: А сейчас?
Н.: Уже чувствую.
Б.: Вот. Ты меня провоцируешь. Мне не хочется с тобой
разговаривать.
Н. (неожиданно сникнув): Ну, не хочется, и не надо.
Б.: Ну, и как тебе это?
Н. (без интонаций): Нормально.
Б.: Не ври. Ты снова меня провоцируешь: ты закрылась.
Н. (обиженно): Ну… и ладно.
Б.: У меня сейчас чувство, будто ты меня обвиняешь.
Н.(радостно): Да!
Б.: Если ты будешь меня обвинять, я буду на тебя нападать. Ты во
мне не агрессию, ты во мне просто бешенство какое-то
провоцируешь! Я пытаюсь понять, - зачем, зачем тебе это нужно?!!
Я советую тебе что-то, ты говоришь мне: я лучше знаю.
Н. (под дурочку): Но ведь, я же согласилась сказать клиентке то,
что ты предлагаешь!
Б.: Ты формально согласилась. На следующем сеансе ты скажешь ей
это в самый неподходящий момент, чтобы убедиться, что я не
прав.
Н.: Ну, почему же, я скажу это, когда нужно. Я же не дура.
Б.: Нет! Нет, ты не дура. Хочешь, я скажу тебе, кто ты?
Н. (испытывая на прочность): Ну-ну…
Б. (в бешенстве): Ты не дура. Ты - супердура.
***
Супервизия в учебной группе.
Борис: Она нападает на тебя, а ты ее благодаришь! Ты была
неискренна, когда ее поблагодарила. Она - не дура, она это не
съела. Она боится тебя и защищается с помощью агрессии. Ты
боишься ее и защищаешься с помощью агрессии. Где же у вас
контакт?! Что-то происходит тогда, когда кончается взаимная
агрессия. Обрати внимание: когда у тебя появляется агрессия, ты
пытаешься ее скрыть. Что ты на самом деле чувствуешь, когда она
на тебя нападает?
Участница группы: Страх, неуверенность, вину…
Борис: Подумай о том, зачем ей нужно, чтобы ты так реагировала?
Ты боишься, но делаешь вид, что не боишься - в это время ты не
можешь ее разглядеть - ей это и нужно! Ее бессознательное таким
образом защищается от тебя. Скажи ей, что ты ее боишься, и
посмотри, что будет. Она постоянно дает двойные сигналы -
говорит, что всех любит, но при этом ведет себя и выглядит
агрессивно. Как только ты показываешь это несоответствие, ты
получаешь наезд. Она тут же делает так, чтобы ты себя дурочкой
почувствовала… Ты начинаешь что-то делать, и тут же на этом
попадаешься. Четко отслеживай, что ты чувствуешь, не оценивая
этого. Разберись в своих чувствах - ты в них путаешься. Ты
чувствуешь страх. Но до страха есть еще что-то: раздражение… Не
надо говорить, просто разберись с собой.
Когда раздражение замалчивается, вы обе путаетесь. Если она хочет
раздражаться, - она будет раздражаться. И она спровоцирует тебя.
Сформулируй свое чувство чище: я раздражаюсь. Отмечай, что ты
чувствуешь: это ей за чем-то нужно. Ей нужно раздражать тебя,
чтобы обидеться. Более открыто выражай свои чувства. Но: будь
внимательнее к себе. Реагируй честнее: не отвечай сразу агрессией
на свой страх, скажи: я тебя боюсь.
Клиентка: А что делать, если я чувствую, что она говорит не то,
что есть?
Борис: А что ты чувствуешь, когда она говорит не то, что
есть?
Клиентка: Недоверие.
Борис: Значит, ей зачем-то нужно, чтобы ты ей не доверяла. И ты
говоришь ей: сейчас мне хочется тебя оттолкнуть. Зачем ей это?
Вероятно, ей зачем-то это нужно: она разыгрывает свою проблему.
Не форсируй, не торопись, не говори об этом сразу. Расценивай
свои чувства, как отклик, подумай: что под этим?
Обрати внимание на то, что она, скорее всего, не умеет выражать
страх. Надо на ее глазах преодолеть свой собственный страх. Но не
спеши: страх очень быстро превращается в агрессию.
Клиентка: Это что же - я буду честно выражать свои чувства, а она
будет меня поддерживать. Так я превращусь в клиента.
Борис: Ты никогда не превратишься в клиента потому, что ты
терапевт. Когда вы закончили, она вышла, а супервизию я даю тебе.
Ты, вообще, это заметила?..
***
- Что делать со своими ошибками? Признаваться ли в них
клиенту?
- Надо проверить, что это для него - ошибка ли? Это должно быть
включено в процесс: как это он так делает, что ты чувствуешь, что
совершила ошибку?
- Но существует же объективность! Я же не Бог!
Ты - Бог. В психотерапии ты - Бог. Ты - чистый лист.
***
Клиент: Дай мне какое-нибудь напутствие.
Терапевт: Делай все, что хочешь, но думай о других.
***
Клиент: Зачем мне выходить из депрессии, когда все равно
умирать?
Терапевт: А зачем тебе туда входить, если все равно
умирать?
***
Боря: что же ты на полпути остановилась-то?
Наташа: А что было тянуть, если уже ничего не вышло?
Боря: То есть, если большая хорошая рыба сорвалась, когда уже был
виден ее нос, то продолжать не стоит? Нужно ломать удочки и идти
домой?..
***
Супервизия групповому терапевту.
Терапевт: Я не понимаю, что происходит в группе. Ничего нет, все
молчат…
Боря: Как это «ничего нет»? Ты невнимателен! Они не молчат, не
молчат они! Посмотри, какая между Лешей и Леной идет борьба за
лидерство: Леша как будто говорит: «Мне это больше всех по
фигу!», а Лена как бы отвечает: «Нет, мне!!». А ты говоришь
«ничего нет».
***
Супервизор: Что это ты такое сейчас делала? Зеркалила и
усиливала?
Терапевт: Нет… Я хотела ее поддержать…
С.: Ясно. Твоя поддержка выглядит так: «Ага! Заходи-заходи, там
не страшно! А я - пока тут постою…»
***
Начало терапевтической сессии.
Клиент: Мне всегда трудно начинать. Есть такая проблема.
Терапевт: Ну, вот и начали…
***
Таня: У меня есть такая иллюзия, что есть что-то на самом
деле…
Боря, со смехом: Бывают и такие иллюзии…
***
Участница группы: Я конфликта не хочу, а он назревает!
Борис: Ну, и как ты его назреваешь?..
***
Леша: Была обалденная динамика!
Боря: Кто обалдел?
***
Ольга: Я хочу сказать ей, что я вижу, как ей плохо, но я
боюсь.
Борис: Скажи ей об этом: что ты видишь, что ей плохо, но боишься
сказать об этом.
***
Поля: Работать не хочется!.. Хочется мешать работать другим
своими остротами.
Борис: Хорошая острота!.. Что дальше?
***
Олег: Боря, скажи что-нибудь!
Борис: За тебя?.. Что сказать-то?..
Олег: Что хочешь…
Борис: Ты-то чего хочешь?..
***
Таня: Как это важно, сделать ровно столько, сколько надо, ни
больше, ни меньше!
Боря: Да… Знать бы еще, сколько…
***
Ведущий группы: Ну, у кого что?
Участник группы: А мне можно?
Ведущий: Тебе нельзя, потому, что ты спрашиваешь.
***
Терапевт: Я чувствую бессилие.
Супервизор: Что за чувство у тебя преобладает?
Т.: Нет чувств.
С.: Хочешь что-то изменить?
Т.: Нет.
С.: И правильно: раз уж я не могу с этим справится, то ты - и
подавно! Это хорошая идея!
***
Клиент: Я смотрю, боженька так и старается мне нагадить на каждом
шагу. Все дела оставил, только обо мне и думает.
Пауза.
Клиент: Впрочем, я в бога не верю…
Терапевт: Еще бы!! Такого ублюдка просто быть не может!
***
Последний день работы учебной группы. Никому не хочется
расставаться.
Участница группы: Это что?! Это мы что же - в последний раз
сегодня собираемся?!
Ведущий: А ты, что - и яд с собой принесла?!..
Психологические услуги
Публикации и книги
ЧАВО
Длительная терапевтическая группа. Возможность не спеша позаботиться о себе. Группа под супервизией Полины Гавердовской. Осталось 4 места.