После Перлза I
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Идет 2003 год.
Нам не повезло: до нас уже все было. В том числе - гештальт
терапия Ф. Перлза.
И чем дольше мы живем на земле, тем все фантастичнее
представляется возможность совершать открытия. Потому, что все
уже открыто. И новые открытия делать все сложнее. И если это
кому-то удается, то открытия эти все мельче и мельче, все
специфичнее и специфичнее, и оценить такие открытия может только
тонкая прослойка единомышленников, каждый из которых
завтра-послезавтра сам открыл бы твое открытие. Потому что все
носится в воздухе. Потому, что все важное - уже сказано. Потому,
что трудно докричаться до тех, до кого и раньше нельзя было
докричаться, а остальные уже и так все поняли. Потому, что нам не
повезло - все уже было до нас. Простите, я повторяюсь…
Но вот ведь, какая странная штука: счастья-то нет! И нам все еще
хочется говорить об этом. О важном, о том, что волнует. А
поскольку просто и напрямую об этом уже говорили до нас, то нам
приходится намекать, подмигивать, доносить через контекст.
Смеяться, говоря о грустном. Шутить с каменным лицом. Вертеть
словами. Выкручиваться. Оставлять конец повествования
неопределенным.
Потому, что, несмотря на то, что все уже сказано, потребность,
шевелиться и расшевеливать - осталась. В надежде на.
Но как это сделать?
Если игнорировать специфику нашего времени, окажешься в дурацком
положении: будешь либо важно изрекать трюизмы, либо - пытаясь
утопить окружающих, тонуть в собственном скепсисе сам. И никто не
будет слушать. Потому, что это - уже тоже было.
Нужно нечто среднее. Опять - поиск золотой середины, которой
никогда посередине не было. Она вообще все время мигрирует.
Ищешь, ищешь ее… Где она?
***
Текст, предлагаемый вашему вниманию - еще одна попытка хоть
немного к этой середине приблизиться. Если не приблизиться, то
хотя бы как-то очертить для себя область дальнейших поисков.
Возможно - не только для себя, но и для вас.
Желание понять о жизни что-то такое дополнительное, сверх
положенного - это, конечно, признак нехороший. Хотя бы потому,
что пока мы пытаемся что-то понять о жизни - она проходит. По
этой причине многие избирают это занятие (понимания жизни), как
способ бегства от нее. И все же, хочется попробовать еще раз.
Потому, что, во-первых счастья нет, а во-вторых - остается еще
надежда его найти.
Один из старых способов поиска счастья - заниматься
психотерапией. Но поскольку о психотерапии тоже все уже давно
сказано, а также - написано (а многое - и прочитано!), то мы
решили не писать еще одну книжку про психологию или
психотерапию.
В 97-99 годах прошлого века (как ни смешно это звучит) я
заканчивала факультет психологии МГУ имени Ломоносова и
одновременно училась гештальт-терапии у психолога и
психотерапевта Бориса Новодержкина. Эта книга примерно на 90%
состоит из того, что мне удалось записать за ним. Материал,
который мы предлагаем вашему вниманию, почти не содержит
каких-либо научных и теоретических привнесений. Не потому, что мы
рассчитываем на недалеких людей, а потому, что нет ничего ценнее
жизни. Предлагаемые вам фрагменты учебных и терапевтических
сессий - не что иное, как «кусочки жизни». (Глава под названием
«Теоретические отступления» - не исключение.)
Нам кажется, что несмотря на то, что все уже было, это может быть
интересно не только психологам, но и просто тем людям, которые
хотят узнать о жизни что-то сверх положенного. Не потому, что мы
умнее, а потому, что именно вот этих «кусочков» не было ни с кем,
кроме нас. И не исключено, что для кого-то это может оказаться
полезным, любопытным или просто забавным.
«Кусочки текста», предваряющие главы (оставшиеся 10 %) - это то,
что написала я, чтобы превратить не связанные между собой
«кусочки жизни» в более или менее целое произведение. Здесь, к
сожалению, совсем без занудства обойтись не удалось. Пропорция
«научного» и «ненаучного» в книжке оказалась такой, что
профессионалы, безусловно, сочтут ее популярной, а непсихологи -
странной в меру. Впрочем, так хотелось. Насколько это удалось -
судить вам.
В главе «Терапевтические разговоры», состоящей из фрагментов
терапевтических сессий, использованы не только сессии Бориса, но
также работа моих коллег и моя собственная. Имена учеников и
клиентов изменены.
Да! Кроме того, книга содержит главу под названием «Приложение».
Она составлена из подслушанных и подсмотренных мной «кусочков»
той жизни, которая протекала в то время за стенами
Гештальт-форума. Учеба у Бориса придавала моему восприятию такой
фильтр, что все, происходившее тогда вокруг меня, всякий раз
прекрасно подходило для иллюстрации того, что говорил он во время
занятий, а значит - и того, о чем говорится в этой книжке. И
потом - очень часто это просто смешно.
Полина Гавердовская.
***
|
|
Сначала я хотела написать большую и хорошую книгу. Я закрывала
глаза и видела ее: страниц 250-300, в твердом переплете,
средне-мелкий шрифт. Я брала ее в руки: она чего-то весит! Я
открывала ее: она содержательная. Она умная! Очень удачная
книжка!
Я начинала мысленно читать ее. Всплывали фрагменты готовых
текстов. Но дальше? Что дальше? Что я могу такого сказать о Боре,
чего он сам еще не сказал о себе, сказав все то, что он сказал, а
я записывала? Он даже в дурацких телепрограммах ухитряется как-то
донести до зрителя раз в двадцать больше, чем в таких программах
обычно принято доносить. Да и не нахальство ли это - писать
книжку о Боре на трехстах страницах, где его текст занимает
меньше четверти по объему? Вот почему книжка в результате
получилась всего на ста страницах. Так лучше.
***
Я подумала о том, что здесь надо, наверное, сделать небольшое
теоретическое вступление. Я снова закрыла глаза и попыталась
мысленно прочесть его начало. И тут же ощутила себя пасущейся на
лугу коровой: во рту даже обозначился вкус жёваной травы. Не
могу.
О гештальт-терапии написано много. Сейчас я не готова делать
литобзор или давать историческую справку. Априори я рассчитываю
на тех, кто уже что-то прочел и что-то об этом знает. В каком-то
смысле - на своих. И я понимаю, что тем самым сильно сужаю круг
возможных читателей.
Хотя, кто знает? Я стараюсь писать просто, Борис же вообще
известен своей афористичностью и способностью «доносить мысль».
Может быть, именно эта книжка для кого-то будет первой книжкой о
психотерапии? Детям тоже сначала дают протертую пищу.
В духе гештальтистов было бы начать так: понятия не имею, с чего
начать. Вроде бы ясно, что есть нечто главное, что все же нужно
здесь произнести о гештальте вслух. Но, во-первых, - что? (Уже
хорошо…) А во-вторых - как? (Еще лучше). Осталось только спросить
«зачем», и все, кажется, наконец, встает на свои места.
***
Вот, после таких примерно мучений родился следующий кусочек текста. Он служит для того, чтобы мы с Борисом могли хоть немного определить для вас и себя свое место в психотерапевтическом пространстве.
***
В отличие от психоанализа, который со времен Фрейда сильно
видоизменился и до сих пор активно развивается, гештальт гораздо
чаще вспоминает своего «папу». Вероятно, потому, что Фритц Перлз
исповедовал креативный, личностный подход, как к терапии, так и к
жизни. Он ненавидел догмы, любил шокировать, пускать в глаза пыль
(его выражение), выбивать почву из-под ног у тех, кто стремился
понять его, и то, как он работает. Он обожал конфронтировать, его
возбуждали любые запреты и правила, и всякие рамки ему были
тесны. Ему принадлежит большое количество авторских техник,
однако не это было основным в его работе. Его коньком была
способность ошеломлять, обнажать человека, обнажаясь самому,
поворачивать его лицом к зеркалу, опрокидывать все вверх
тормашками, то есть - всякий раз, снова и снова - делать не то,
не то, и снова - не то, чего от него ждут. Он был большой
хулиган, он часто вел себя некрасиво. Он признавал, что склонен к
эксгибиционизму (и это ясно проступает в его текстах). Он мог
быть просто-напросто груб. Но он был Личность, и это было
главное, чему он учил своих учеников.
***
«Вы знаете, как Перлз порвал с психоанализом? - полупошутил
однажды один московский гештальт-терапевт, - В 1936 году он
добился у Фрейда аудиенции, и когда тот вышел к нему, Перлз
сказал: «Учитель, я проехал 4000 миль, чтобы увидеть Вас». «Ну, и
когда Вы уезжаете?», - спросил в ответ Фрейд. Вот, как Перлз
порвал с психоанализом».
Начав, как фрейдист, и осознав себя плохим психоаналитиком, далее
Перлз формировался в противопоставлении себя психоанализу и в
борьбе с Фрейдом, Фрейду невидимой. Многое из придуманного им,
действительно придумано лишь в пику психоаналитикам, современным
ему. И точкой отсчета на этом пути действительно стала первая и
последняя встреча Перлза с Фрейдом.
***
Теоретическую концепцию гештальт-терапии разработанной при всем
желании назвать нельзя. Скорее, Перлз просто собирал букет из
того, что ему больше всего нравилось.
Высоко ценя гештальт-психологов (Левина, Вертмейера, Кохлера и
др.), Перлз, тем не менее, себя к ним не относил. Оттолкнувшись
от гештальт-психологии, он оставил себе идею гештальта, как
неделимого феномена, сущность которого исчезает, когда целое
разрушается на части. Для Перлза наиболее важным свойством
гештальта стала потребность сильного незавершенного гештальта к
завершению. Также он взял идею дифференциации гештальта на фигуру
и фон (его «полюса» (полярности), «собака-сверху» и
«собака-снизу» - отсюда). Добавим еще «здесь и сейчас»,
позаимствованное в дзен-буддизме. В основном, пожалуй, все. Я
лишь забыла сказать, что, несмотря на бунт против Фрейда, Перлз,
тем не менее, оставил себе главное: идею бессознательного.
***
Перлз никогда не смущался, поясняя свои позиции относительно того
или иного теоретического учения в психологии. Он говорил:
«Разница между мной и бихевиористами такова же, как между местом,
населенным людьми и городом призраков. Я не могу осознать Ваше
осознание, я могу только участвовать в этом процессе. Бихевиорист
же наблюдает людей и крыс, «как если бы» они были
предметами.
Или: «При ближайшем рассмотрении либидо играет роль джокера в
картах: оно может подходить для множества вещей сразу, будь то
сексуальный импульс, привязанность, чувствительность, любовь,
формирование гештальта, жизненная энергия. Бедный Райх,
пытавшийся найти эквивалент для этой систематической мешанины в
физической реальности!».
Или: «<…> Как Фрейд переходит от компульсивного повторения
к инстинкту смерти? (Как шпинат может взобраться на крышу?)
Просто ловкость рук, джентльмены! Видите это повторение? Сейчас
оно станет привычкой. Привычка лишает Вас свободы выбора.
Оцепенение - есть смерть. Просто, не так ли? Заметьте: эта смерть
может так же быть и жизнью. Если вы вывернете оцепенение
наизнанку - это агрессия, а она чрезвычайно жизненна.
<…>"
В войне с враньем Фритц Перлз порой доходил до абсурда. Однажды
участник семинара, держа в руке сигарету, подошел к нему в
перерыве и спросил: «Фритц, у тебя есть спички?», на что тот
ответил «Есть», но спичек не дал. «Ведь ты не сказал: Фритц, дай
мне спички!» - довольно пояснил он чуть позже обидевшемуся
собеседнику …
Несмотря на то, что Перлз прожил длинную жизнь, в нем всегда
оставалось очень много детского. В том числе - максимализм,
эгоцентризм и некритичность. В его «Помойном ведре» есть такие
строки: «Г е ш т а л ь т! Как смогу я втолковать, что гештальт не
является еще одной концепцией, созданной человеком! Как смогу я
сказать, что гештальт является - и не только для психологии -
чем-то таким, что присуще самой природе?».
***
Важное, если не главное, место в гештальт-терапии Ф.Перлза
отводится восприятию. Считается, что, наблюдая за человеком
(особенно, если он в это время рассказывает о себе), можно
увидеть не просто много. Можно увидеть ВСЕ. Надо только уметь
смотреть. Перлз говорил: «Я не делаю ничего особенного. Просто у
меня есть глаза и уши, и я не боюсь». (Впрочем, он немного
кокетничал.) Перлз скептически относился к длительной терапии, и
считал, что эффективная терапия не может длиться годы. Сам он был
мастером коротких сессий, в процессе которых порой происходили
настоящие чудеса.
***
Культ личности Перлза привносит в работу современных
гештальтистов множественные искажения. Я имею в виду популяцию
терапевтов, пренебрегающих этическими нормами и законами
сеттинга. К безусловно полезным наследиям Перлза можно отнести
скептическое отношение к любым авторитетам, которое каждый
начинающий гештальт-терапевт постепенно впитывает кожей в
процессе своего становления. Я подозреваю, что все анекдоты про
психотерапевтов (в том числе - и анекдот о том, сколько нужно
гештальт-терапевтов, чтобы вкрутить в патрон лампочку), сами
гештальт-терапевты и сочиняют.
***
Современный гештальт весьма разнообразен, как и психотерапевты,
его исповедующие. С технической точки зрения этот подход вообще
смело можно считать эклектическим: он всеяден и ассимилирует все,
что может оказаться полезным.
Тем главным, что работает остается философская и собственная
позиция терапевта, а основным в этой позиции остается все то же:
феноменологический подход к материалу, личностный - к себе и
клиенту. Основным требованием, как к терапевту, так и к клиенту
было и остается осознанное отношение к жизни и - к себе в ней.
Предполагается, что дальняя цель любой (хорошей) психотерапии -
не избавление от той или иной симптоматики (ибо это, - само собой
разумеется), а срывание с глаз пелены. Если Фрейд считал здоровым
человека, который может полноценно работать и любить, то Перлз,
наверное, добавил бы, что здоров тот, кто видит правду.
Психологические услуги
Публикации и книги
ЧАВО
Длительная терапевтическая группа. Возможность не спеша позаботиться о себе. Группа под супервизией Полины Гавердовской. Осталось 4 места.