С кем я не работаю?
Этот текст адресован в первую
очередь ученикам. Уже несколько лет он служит памяткой моим
студентам, начинающим работу в консультировании и
психотерапии.
Практикующий психолог, как и любой нормальный профессионал, любит
получать удовольствие от работы. Чтобы работать было интересно, и
чтобы начатое дело всегда было бы можно довести до конца. Чтобы в
конце последней встречи ему еще и сказали бы «спасибо». Да, это
всегда приятно. Это означает, что есть что-то в нашем деле кроме
денег.
Но. Не всякий раз это удается. Волшебное слово «мотивация»
известно сейчас всем. Мотивированный клиент - это человек,
который хочет меняться и готов приносить ради этого какие-то
определенные жертвы: время, деньги, удобство. Только в этом
случае мы можем что-то сделать. К сожалению, именно это и
отличает нас в невыгодную сторону от, скажем, стоматологов. Его
клиент должен приехать, заплатить и открыть рот, всё остальное
можно сделать при помощи знаний и инструментария. Люди, которые
приходят к нам, должны кроме денег и времени прикладывать еще и
душевные усилия. Как ни странно - проблема в этом. Денег и
времени порой не жаль, но некий стресс, связанный с
психологической работой, может вынести не каждый. А лишь тот, кто
был достаточно мотивирован изначально.
Коллеги, вам знакомо это волшебное чувство, когда, отложив
домашние дела, сдав детей няне или бабушке (или проводив их в
школу-институт), вы (вместо супермаркета или спортзала) приехали
в офис на встречу с клиентом, который не пришел? Особенно сильно
это чувство, если вы платите за офис почасовую арендную
плату.
Хотите, чтобы оно (это волшебное чувство) посещало вас как можно
реже? Тогда поговорите чуть подробнее с человеком, который
звонит, чтобы записаться к вам на прием. Вот список тревожных
симптомов, заметив которые я, скорее всего, не возьму клиента на
терапию.
Противопоказания к первичному приему, первый телефонный
разговор.
1. Просьба типа «Запишите мою подругу», «Я ищу психолога для
своей мамы», «Моей девушке нужна помощь» и так далее. Отвечать
всегда следует: «Пусть она (он) сам(а) перезвонит
мне".
2. Просьба записать себя на далекую дату вперед. Вместо этого
следует предложить перезвонить ближе к предполагаемой дате и
записаться.
3. Просьба записать себя, когда при этом не спрашивают адрес.
Обычно говорят: «Я позвоню накануне встречи, чтобы записать
дорогу». Вместо этого следует предложить перезвонить ближе к
предполагаемой дате, записаться и сразу записать дорогу.
4. Вопросы типа «Где вы учились?», «Сколько лет вы работаете?»,
«Достаточно ли вы квалифицированы?», «Приходилось ли вам
сталкиваться с проблемой типа моей?». И так далее.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что клиент не имеет права
задавать такие вопросы, о нет. Конечно же, он имеет такое право.
И вы даже можете подробно ответить на все эти и другие вопросы,
которые вам зададут. Но при этом следует иметь в виду, что у вас
почасовая арендная плата за офис: такой клиент, скорее всего,
никогда не придет. Таков мой опыт.
5. Просьба «Подъехать куда-нибудь поговорить» потому, что «вы
живете не в центре».
6. Фразы типа «А почему вы принимаете не в офисе?»,
«Чертановская (Бутово, Новогиреево, Щелковская?) Ах, как это
далеко!» и так далее.
7. Большие сложности с выбором даты и времени первой встречи.
Если третий, предложенный вами вариант даты и времени не подходит
клиенту - не предлагайте четвертого.
8. Слезы во время первого телефонного разговора.
Это говорит, как минимум, о неустойчивой психической конституции
и низкой степени социальной адаптации человека. Как максимум - о
наличии у человека пограничного личностного расстройства.
Пожалуйста, не думайте, что любой депрессивный или находящийся в
личностном или ситуативном кризисе человек будет плакать, беседуя
с незнакомым ему человеком по телефону. Нормально адаптированный,
пусть даже крайне расстроенный человек, обычно может взять себя в
руки и совершить деловой телефонный звонок. Другие варианты
поведения говорят о том, что частный психологический прием, увы,
вряд ли способен ему помочь. Если у вас есть достойный доверия
контакт с психиатрической клиникой, в данном случае вы можете им
поделиться со звонящим.
9. Просьба во время первого разговора «принять немедленно» или
вне расписания.
Я категорически не советую менять расписание ради «экстренного»
клиента, если он не направлен к вам человеком, которому вы
полностью доверяете. Даже если вы теоретически можете принять
обратившегося к вам человека в срочном порядке - лучше не делать
этого. Импульсивность - одно из противопоказаний к длительной
работе. Сессия с первичным клиентом в стиле «психологической
скорой помощи», как правило, не приносит удовлетворения терапевту
и облегчения - клиенту. Потому, что хорошие вещи не делаются
быстро, особенно - в нашем деле.
Вместо этого следует предложить человеку встречу в один из
ближайших рабочих дней, но будет лучше, если это не будет
завтрашний день. Лучше - через день. И если послезавтра вы
увидите его - возможно, он сможет работать.
Противопоказания к длительной терапевтической работе, специфичные
для нынешнего ээ… исторического момента.
10. Возраст до 20 лет.
Объясняю. Серьезное психическое расстройство - не является
материалом работы частного психолога. Обыденные же проблемы в
таком возрасте проходят очень быстро, и мотивация к длительной
работе немедленно исчезает. Как правило, клиент такого возраста
покидает психолога на 3-5 раз, когда снижается неспецифическая
тревога.
11. Несколько опозданий подряд.
12. Срыв или перенос одной из первых десяти встреч. Я не
рекомендую продолжать терапию в таком случае.
13. Решение клиента отложить терапию в связи с некими внешними некатастрофическими причинами: переезд, обмен квартир, смена работы, др. В этом случае я не рекомендую продолжение терапии, даже если от клиента поступит такой запрос. В случае острой необходимости можно передать его кому-то из коллег, описав предысторию и мотивацию собственного отказа.
Upd: Мое образование и сертификаты.
Мой терапевтический
контракт.
Ну, ты же психолог! (с) (логическое продолжение этого текста)
Психологические услуги
Публикации и книги
ЧАВО
Длительная терапевтическая группа. Возможность не спеша позаботиться о себе. Группа под супервизией Полины Гавердовской. Осталось 4 места.