Профдеформации, которые я знаю и люблю :)
или
работа собой
Я - психотерапевт. Знаете, что это такое?
Я ежедневно слушаю людей. Много людей. Иногда - несколько лет одних и тех же. Иногда разных. Я слушаю и пытаюсь понимать. И думаю. И затем я должна отвечать. И снова слушать. Иногда я слушаю, как говорят пары, это сложнее. Иногда я слушаю и наблюдаю, как общаются целые группы людей. Потом тоже говорю что-то. Предполагается, что после этого люди, пары и группы изменяются. Самое удивительное, что это так и происходит. Иногда я даже не очень понимаю, за счет чего, хотя много лет учусь делать это. И это влияет на меня. Я тоже изменяюсь. Вот, что я обнаружила, полдня подумав об этом.
Я привыкла:
- Всегда предлагать третий вариант: «Ты хочешь то, это или что-то еще?»; «Ты думаешь так, эдак или…?»
- Быстро, многоходово думать, держа в голове одновременно несколько вариантов развития событий.
- Побочный эффект предыдущего пункта - дефицит удивления. Когда тренируешься держать в голове три варианта возможного развития диалога, то часто угадываешь. Поэтому редко когда удивляешься.
У меня появились:
- Хорошая сценарная и диалогическая память. Вплоть до способности в деталях и последовательно пересказать события одного-трех дней и почти дословно воспроизвести ключевые диалоги. Приносит много радости мне и близким: если при мне произошло что-то достойное пересказа, я пересказываю в лицах, и все смеются и хлопают в ладоши.
- Привычка всегда искать главное. Она же - привычка быстро расставлять приоритеты. Сильно помогает в жизни, в частности - в принятии решений. Я не мучаюсь выборами.
- Привычка помнить, что было сначала и что в конце. С чего началось и чем закончилось. Это всегда важно. Любой законченный фрагмент любого взаимодействия - это жизнь в миниатюре. Эта мысль логично вытекает из теории целостности (поля) гештальт-терапии. Поэтому на любом фрагменте взаимодействия можно увидеть, как человек живет. Начало - это важная информация о том, как человек преподносит себя, а значит - относится к себе и другому. Конец - это важная информация о том, как он относится к тому, что он сделал вдвоем с тобой. То есть - к куску своей жизни.
- Привычка обобщать. Иногда - вплоть до излишней потери деталей. Могу помнить довольно точно ход годичной терапии, но забывать имена и возраст детей, мужей, любовников и любовниц. И даже их количество, если это неважно. Помогает в жизни вообще. Ибо - зачем помнить лишнее?
- Навык медленно и просто говорить. Медленно нужно затем, чтобы успеть сформулировать один раз и чтобы успеть увидеть все нюансы реакции собеседника. Просто - чтобы не приходилось потом уточнять. Вместо уточнения проще сразу говорить точно.
- Привычка по возможности говорить тихо и мало. Потому, что горло не казенное. Помогает с детьми. Дети не любят горластых воспитателей.
- Привычка беззастенчиво переспрашивать, если непонятно. Очень помогает везде. Особенно в паспортных столах, дезах, поликлиниках и др.
То, что мешает жить:
- Признать, что этот человек плохой - сродни тому, чтобы признать личное поражение. Спастись от такого человека можно, лишь допустив, что я предпочитаю не контактировать с ним. Вместо «плохой человек» еще часто используется проф. жаргон: «сильно нарушенный». «Сильно нарушенный» - то же самое, что «плохой человек, редиска», но еще более высокомерно. На самом же деле, плохие люди есть. Они, разумеется, сильно нарушены, но это не отменяет первого.
- Привычка всегда пытаться понимать поведение. Поведение многих людей для этого не предназначено.
- Преувеличенно щепетильное отношение ко времени. Я хорошо чувствую отрезки по 5, 10, 15 и так далее минут, и неплохо представляю, что можно успеть сделать в каждом из них, а что - нет. Минус в том, что у людей многих других профессий это не так. Приходится ждать их и мириться с тем, что они что-то не рассчитали.
Я ежедневно слушаю людей. Много людей. Иногда - несколько лет одних и тех же. Иногда разных. Я слушаю и пытаюсь понимать. И думаю. И затем я должна отвечать. И снова слушать. Иногда я слушаю, как говорят пары, это сложнее. Иногда я слушаю и наблюдаю, как общаются целые группы людей. Потом тоже говорю что-то. Предполагается, что после этого люди, пары и группы изменяются. Самое удивительное, что это так и происходит. Иногда я даже не очень понимаю, за счет чего, хотя много лет учусь делать это. И это влияет на меня. Я тоже изменяюсь. Вот, что я обнаружила, полдня подумав об этом.
Я привыкла:
- Всегда предлагать третий вариант: «Ты хочешь то, это или что-то еще?»; «Ты думаешь так, эдак или…?»
- Быстро, многоходово думать, держа в голове одновременно несколько вариантов развития событий.
- Побочный эффект предыдущего пункта - дефицит удивления. Когда тренируешься держать в голове три варианта возможного развития диалога, то часто угадываешь. Поэтому редко когда удивляешься.
У меня появились:
- Хорошая сценарная и диалогическая память. Вплоть до способности в деталях и последовательно пересказать события одного-трех дней и почти дословно воспроизвести ключевые диалоги. Приносит много радости мне и близким: если при мне произошло что-то достойное пересказа, я пересказываю в лицах, и все смеются и хлопают в ладоши.
- Привычка всегда искать главное. Она же - привычка быстро расставлять приоритеты. Сильно помогает в жизни, в частности - в принятии решений. Я не мучаюсь выборами.
- Привычка помнить, что было сначала и что в конце. С чего началось и чем закончилось. Это всегда важно. Любой законченный фрагмент любого взаимодействия - это жизнь в миниатюре. Эта мысль логично вытекает из теории целостности (поля) гештальт-терапии. Поэтому на любом фрагменте взаимодействия можно увидеть, как человек живет. Начало - это важная информация о том, как человек преподносит себя, а значит - относится к себе и другому. Конец - это важная информация о том, как он относится к тому, что он сделал вдвоем с тобой. То есть - к куску своей жизни.
- Привычка обобщать. Иногда - вплоть до излишней потери деталей. Могу помнить довольно точно ход годичной терапии, но забывать имена и возраст детей, мужей, любовников и любовниц. И даже их количество, если это неважно. Помогает в жизни вообще. Ибо - зачем помнить лишнее?
- Навык медленно и просто говорить. Медленно нужно затем, чтобы успеть сформулировать один раз и чтобы успеть увидеть все нюансы реакции собеседника. Просто - чтобы не приходилось потом уточнять. Вместо уточнения проще сразу говорить точно.
- Привычка по возможности говорить тихо и мало. Потому, что горло не казенное. Помогает с детьми. Дети не любят горластых воспитателей.
- Привычка беззастенчиво переспрашивать, если непонятно. Очень помогает везде. Особенно в паспортных столах, дезах, поликлиниках и др.
То, что мешает жить:
- Признать, что этот человек плохой - сродни тому, чтобы признать личное поражение. Спастись от такого человека можно, лишь допустив, что я предпочитаю не контактировать с ним. Вместо «плохой человек» еще часто используется проф. жаргон: «сильно нарушенный». «Сильно нарушенный» - то же самое, что «плохой человек, редиска», но еще более высокомерно. На самом же деле, плохие люди есть. Они, разумеется, сильно нарушены, но это не отменяет первого.
- Привычка всегда пытаться понимать поведение. Поведение многих людей для этого не предназначено.
- Преувеличенно щепетильное отношение ко времени. Я хорошо чувствую отрезки по 5, 10, 15 и так далее минут, и неплохо представляю, что можно успеть сделать в каждом из них, а что - нет. Минус в том, что у людей многих других профессий это не так. Приходится ждать их и мириться с тем, что они что-то не рассчитали.
- Гордыня. То есть - идея, что в моей жизни все должно быть
хорошо. На самом деле - не должно. Потому, что работа состоит не
в этом, а жизнь никого не касается. Я даже больше скажу. Гордыня
- иметь идею, что у клиентов благодаря мне все в жизни должно
стать хорошо. Не должно. Может стать лучше. И на том
спасибо! :)
Тел.: +7 (929) 5553855 (автоответчик Маша)
Психологические услуги
Публикации и книги
ЧАВО
Первая ступень обучения гештальт терапии. Москва
Открыт набор в группу первой ступени обучения гештальт терапии
Московского Гештальт Института Полины Юрьевны Гавердовской.
Обучение проходит в Москве, по стандартам Европейской
Ассоциации Гештальт Терапии (ЕАГТ)
Длительная терапевтическая группа
Длительная терапевтическая группа. Возможность не спеша позаботиться о себе. Группа под супервизией Полины Гавердовской. Осталось 4 места.