После Перза — III

Любое общение, в том числе - психотерапевтическое, это интеллектуальный танец в попытках, наконец, понять другого человека. Утрируя, иногда я говорю, что два человека вообще не могут понять друг друга. Откуда я знаю, что он понял меня? Он так сказал? Но, быть может, сказав, что он понял меня, он имел в виду нечто совершенно отличное от того, что имею в виду я? И тогда я уточняю. И он снова кивает: он опять понял. И с тем же успехом, мне (и ему) и в этот раз могло лишь показаться. Наше право - закрыть глаза на то, что в любом контакте всегда есть элемент соглашения: я сделаю вид, что понимаю, а ты - что поверил мне. Глубина взаимопонимания измеряется тем, до какого момента мы с тобой еще пытаемся друг до друга достучаться, а в какой момент - оба закрываем глаза на обоюдное непонимание.
Предельный аутизм демонстрируют два человека, ведущие задушевную беседу. Каждый - о своем. Как два радиоприемника, стоящие друг напротив друга, и транслирующий каждый - свою программу. Позже оба (люди, а не радиоприемники), чувствуют опустошение, и собеседника еще года два не хочется видеть.
В психотерапии подобное встречается нередко. Мы называем это имитацией психотерапии: я выслушиваю, киваю, ты делаешь вид, что тебе полегчало. Я делаю вид, что даю совет, ты обещаешь непременно им воспользоваться. Оба делают вид, что не замечают очевидного «не то». И глохнут, когда им говорит об этом кто-то третий. Приходите к нам лечиться, и корова, и волчица… Меня зовут Добрый Доктор Пустьболит.
Привычка врать себе так въедается, что до некоторых людей очень трудно бывает донести, что, собственно, ты имеешь в виду. Причем, пять минут назад кто-то пытался тоже самое донести до тебя. Я иду по ковру, ты идешь, пока врешь. Единственный способ сломать это - перевернуть ситуацию вверх ногами. Но это надо уметь делать. Кроме того, перевернуть вверх ногами другого, продолжая сохранять с ним контакт, можно только встав на голову самому. Ведь все должно быть честно.
То, свидетелем чего зачастую становилась я во время своего обучения, - это лечение абсурдом. (Подробно об этом - ниже) Выдергивание табуретки из-под ног несчастного человека, обратившегося за помощью. С целью лишить его возможности продолжать вести себя привычным образом. В надежде на то, что, возможно, что-то, наконец, произойдет. В надежде на.
Впрочем, терапевт, использующий этот прием, должен быть готов к тому, что в когда-нибудь клиент или ученик сделает с ним тоже самое. С одной стороны, это должно быть приятно: Помогло! Подействовало! С другой стороны - теперь учитель сам поставлен в неудобное положение: на голову. Так, однажды Борис сказал мне: «С другими я переворачиваю, потом они переворачивают. Потом я переворачиваю. Потом они снова переворачивают. И тогда я снова переворачиваю. И они переворачивают опять. И тогда я еще раз переворачиваю, и, как бы, уже - всё. А ты сильнее всего переворачиваешь, когда в какой-то момент останавливаешься и раскрываешься. И тогда уже я лечу вверх тормашками». Но каждый переворачивает по-своему.

***

Первый день работы очередной группы.
Ольга Романенко (котерапевт Бориса) представляется:
- Мы закончили МГУ, работали в консультировании, затем увлеклись гештальтом…
Боря добавляет:
- Находимся постоянно в слиянии, говорим о себе «мы»… А вас за это будем жестоко наказывать.

***

Лена (плачет): я не могу говорить. У меня в горле ком.
Боря: Давай, давай, какое там слово?! Какое слово стоит комом?!
Лена: Их много… И ни одно не подходит…
Боря: Какое больше всех не подходит?
Лена смеется.
Боря: Да, дешевый трюк, но работает!..
Лена, перестав смеяться: «папа».

***

- Что это за чувство, ты хочешь что-то с ним сделать?
- Я не могу.
- А кто может?
- Ты.
- То есть, твое чувство - в моих руках…
- Как можно самому что-то сделать со своим чувством?! Как можно самому что-то сделать с чувством голода, пока яблоко само не прилетит в рот?..

***

Полина: Надоело жаловаться…
Боря: Еще есть вариант - начать жаловаться на то, что надоело жаловаться… Скажи еще, что тебе нечего терять!..
Полина: Ну, это действительно так…
Боря: Ну, конечно!.. У тебя вон, я смотрю, очки целые, неразбитые… Часы еще ходят… Ты не зарекайся!

***

Боря: Полина-Полина!.. Ты видишь, что ты делаешь?
Полина: Конечно!
Боря: Ах да, я забыл - ты же психолог! У психологов нет бессознательного…
Полина: Как выясняется, к сожалению, - есть…
Боря: Вероятно, это благотворное влияние психотерапии…

***

- Боря, я тут хотела спросить тебя одну вещь… Задать один вопрос… Вот, мне интересно…
- Спрашивай, спрашивай, раз интересно…
- Ой, мне и на работе, и дома говорят, что я все время захожу автогеном через жопу…
- В том числе - сейчас…

***

Боря: Вот то, что у тебя на лице написано, - вот это и скажи!
Ира: Я не знаю, что говорить.
Боря: Ты знаешь! Не думай! Не говори вслух, достаточно про себя. Не размышляй, а то запутаешься. Есть?
Ира: Да.
Боря: Скажи его, это слово.

***

Работа над конфликтом в терапевтической группе. Нина:
- Я понимаю, чем Полину раздражаю! Она же - раздражает меня тем, что все время разговаривает.
- Ну, вот этим ты ее тоже раздражаешь - тем, что ты понимаешь, чем ты ее раздражаешь… У нее тоже в жизни есть такие люди, которые все это понимают, и еще пытаются ее заткнуть.
- Ну, скажи ты ей, чтобы она замолчала!
- А тебе три года, ты сама не можешь ей этого сказать!
- Ну, она же - не моя дочь!
- Ну, я же - не твой папа!

***

- Ты используешь юмор, игру слов, дистанцирование… хоп! И тебя уже там нет!
- Где - там?
- Во-во… Именно. Нет, если бы ты была клоуном в цирке, это было бы нормально…
- Ну, да: я бы приходила к тебе после работы, усталая, оставляла бы в коридоре парик и большой красный нос на резиночке, и становилась бы чуть серьезней.
- Во-во… Еще долго?
- Что - «долго»?
- Почему ты все время пытаешься доказать, будто нет в происходящем ничего, что бы тебя еще затрагивало? Будто нет ничего, что было бы тебе все еще небезразлично?
- Нет, что-то есть, конечно… Но что делать-то?
- Я понятия не имею. Но я знаю, что ты сама прекрасно знаешь, когда делаешь все, что угодно, что не является тем, чем надо.

***

Наташа: Вот я для себя так решила: если ко мне придет суицидальный клиент, я говорить об этом не буду. Потому, что если что, - я себе этого не прощу.
Борис: Ну да, конечно!.. А как ты этого избежишь-то? Вот, придет к тебе клиент.
- Да.
- Скажет: «я хочу выкинуться из окна».
- Да.
- И подойдет к подоконнику.
- Да.
- А ты - не усиливаешь, ты молчишь.
- Да…
- И он открывает окно.
- Да.
- И бросается.
- Да…
- И ты подходишь к окону, смотришь вниз и говоришь «Бум-с». И потом всю жизнь мучаешься от того, что ты не сказала ему: «ну и прыгай, мудило!», потому, что это бы его, быть может, удержало.

***

- Этот конфликт с твоим мужем… Хочешь ли ты что-то изменить в отношениях с ним?
- Когда я пытаюсь что-то изменить, я начинаю говорить с ним, но это бесполезно - он ничего не понимает…
- Ты как будто говоришь: «…Когда я подхожу к холодильнику, открываю дверцу и вижу, что он пуст, я понимаю, что никогда не наемся…» Я спросил тебя, хочешь ли ты есть.

***

Обсуждение работы в психотерапевтической группе.
Лена (агрессивно):
- Можем ли мы составить список слов, которые на группе нельзя использовать?! А то меня уже тошнит!
Боря:
- Можем! Слово «тошнит» - вычеркиваем!
После паузы Боря задумчиво добавляет:
- Вопрос в том, что ты будешь делать, если твой клиент или член группы будет использовать слова из этого списка?..
Лена:
- Меня тошнит быть клиентом…
- Замени слово «клиент». Тошнит быть каким?
Лена (оживившись):
- Убогим, хромым, горбатым… - смеется.
Боря:
- О! Сколько сразу радости!.. Вычеркни слово «клиент» из своего списка.

***

Оля: Странно, у всех такие бурные чувства, а я поймала себя на том, что у меня их нет! Я даже завидую…
Боря: Ну, почему? У тебя есть бурное чувство зависти!
- Да, но оно не бурное…
- Ну - более бурное, чем у других - ты же решила сказать о нем!

***

Перед обсуждением итогов работы.
Лена (перебивая Бориса): Я хочу себя похвалить, а чтоб вы меня потом поругали.
Боря: Ну, мы и так можем!.. Вот, например, что ты только что сделала? Ты постоянно хочешь привлечь внимание. И постоянно борешься с этим. И постоянно привлекаешь внимание, не замечая этого. Привлекай внимание открыто! Ты постоянно делаешь из мухи слона, не замечая при этом слона. Делай это открыто, а то у тебя уходит масса энергии на борьбу. «Пусть меня любят!» - это нормально!

***

Алла в который раз отказывается говорить о себе. Но часто плачет и открыто злится. В один из таких моментов Борис говорит: «Что это за чувство у тебя сейчас?!». Алла молчит. Борис, после паузы: «Хорошо. Если о нем тяжело говорить, подожди, пока появится то чувство, о котором легко будет сказать. Думаю, это будет раздражение».

***

Подведение итогов работы в виде небольших терапевтических взаимодействий. Ученики сидят по кругу, Борис каждому из них дает устное «резюме».
Боря: Ты хорошо работаешь, но чуть-чуть переоцениваешь себя. Червячок сомнения - найди ему место.
Галя: Я все это осознаю.
Боря: Вот, именно вот это!.. Нет никого, кто бы «все осознавал». Всегда есть еще что-то, помимо этого.

***

Кате: Ты - ребенок. Ты удивительно открыта. Больше пока ничего нет, но перспективы огромные. Что будет, - не знаю. Ребенок может быть в полгода вундеркиндом, и складывать кубики Кооса. А потом смотришь - ему 25 лет, а он все кубики складывает…

***

Индивидуальная работа.
Борис: Наташа! Менять другого человека - это тупик. Надо менять не других людей, а свои отношения с ними. Какие отношения у тебя самые запущенные?
Наташа: Ну, я не знаю… У меня несколько вариантов…
Борис: Ну, вероятно, это тот, который кажется тебе самым абсурдным…

***

Наташа рассказывает о конфликте с сестрой.
Наташа: Не могу я с ней договориться. Она ни на что не соглашается!
Боря: Скажи ей об этом!
Наташа: Не буду я ей ничего говорить - и так все ясно.
Ольга (сестра): Боря, ты видишь, что она в этом месте не гнется?
Боря: Оля, если человек где-то не гнется, он не гнется нигде потому, что человек целостен. Она не гнется потому, что для тебя это - проблема.

***

Ведущий: К вопросу о доверии: ты либо доверяешь человеку, либо - нет. Здесь не дано третьего.
Участник группы: Я не могу доверять человеку просто так. Как это? Сначала нужно до конца проверить, достоин ли он доверия.
Ведущий: «До конца проверить!» Ха! Да как ты можешь что-либо проверить до конца? Если я пытаюсь до конца проверить, а все ли люди - дерьмо, - да конечно, все! И проверять нечего…

***

Супервизия в учебной группе.
Супервизор: С чем связано тове чувство неудовлетворенности работой? Чего ты ей не сказала? Что хотелось бы сказать?
Терапевт: Я хочу сказать ей, что ей плохо, но я боюсь.
Супервизор: Скажи ей об этом: что ты видишь, что ей плохо, но боишься сказать ей об этом. Столкнувшись со своим замешательством, ты помогаешь пройти через него клиенту. Если нет, - вы находитесь с ним в разных местах. Смотри: клиент боится чего-то. Ты показываешь ему, какая ты храбрая. Он боится еще больше. Покажите ему, что есть что-то, чего ты тоже боишься.

***

Супервизия в учебной группе.
Борис: Вот, ты только что закончила терапевтическую сессию. Ты можешь мне отчетливо сказать, чего хотела от тебя клиентка? Ты, вообще, заметила, что ей было как-то не по себе, что, может быть, даже ей было плохо?..
Терапевт плачет. Пауза.
Борис: Отвечай, чего она от тебя хотела?!
Терапевт: Не знаю.
Б.: Знаешь!
Т.: Не знаю!!
Б.: Возьми тетрадь и ручку.
Т.: Не буду.
Б.: Бери тетрадь! Пиши…
Т.: Не буду я ничего писать!
Б.: Пиши фразу: «она хотела от меня…», и заканчивай ее любым способом! Закончила?
Т.: Нет!
Б.: Начинай еще раз, сначала: «она хотела от меня», и заканчивай не останавливаясь. Закончила?
Т.: Да.
Б.: Читай!
Т.: Не буду!

***

Терапевт: Что чувствуешь-то?..
Клиент: Ну, ты уж как спросишь, так спросишь!
Терапевт: А ты уж как ответишь, - так ответишь! Что чувствуешь-то?..

***

Клиент: Однажды мама меня уже чуть не зарезала.
Терапевт: Подожди, - как это?
Клиент: Ну, просто с ножом подбежала…
Терапевт: А ты что?
Клиент: А что я? Я согласился идти в суворовское училище…

***

Клиент: Скажи что-нибудь.
Терапевт: Что?
Клиент: Ну, что-нибудь хорошее…
Терапевт: Что - хорошее?…
Клиент: Например, скажи, что я сделал успехи…
Терапевт: Ну! Ты сделал успехи! Ты удовлетворен?
Клиент: Частично.
Терапевт: Чего ты не услышал для полного удовлетворения? Что я должна была сказать?
Клиент: Скажи, что я научился говорить то, что думаю.
Терапевт: … А разве ты научился?
Клиент: Все ты не то говоришь! Ты должна была сказать, что я хороший!

***

Клиентка: Боря, я нисколько не сомневаюсь, что в процессе сессии ты усмотришь связь того, что я говорю сейчас с тем, что будет позже…
Терапевт: Наверняка, наверняка… (хитро)
Клиентка: Вообще, я тебе скажу, что нет более разных людей, чем ты и мой муж, но в одном вы похожи…
Терапевт: ?
Клиентка: В умении во всём усматривать всё… Я даже подозреваю, что это я его этому научила, научившись этому у тебя…
Терапевт: Вообще для тебя, наверное, не будет секретом, если я тебе скажу, что многие мои клиенты усматривают во мне сходство со своими близкими родственниками… Это просто у меня работа такая.

***


Подведение итогов учебной терапевтической сессии.
Боря: Хреново работаешь. И нечего плакать. Надо работать хорошо. Чего ты тут изображаешь?
Дима: Синтез.
Боря: Синтез чего с чем? Клубники с говном? Не Ферелли ты, не Ферелли. Так и запомни.

***

Боря: Вот ты, не можешь донести до клиентки нечто. Чувствуешь ли ты агрессию при этом?
Наташа (агрессивно): Нет, агрессии не чувствую.
Б.: Не чувствуешь?
Н.: Не чувствую!
Б.: А ко мне ты сейчас чувствуешь агрессию?
Н. (провоцируя): Нет.
Б. (раздражаясь): Не чувствуешь агрессии?
Н.(сдерживаясь): Нет. Но еще через несколько раз почувствую.
Б.: А сейчас?
Н.: Уже чувствую.
Б.: Вот. Ты меня провоцируешь. Мне не хочется с тобой разговаривать.
Н. (неожиданно сникнув): Ну, не хочется, и не надо.
Б.: Ну, и как тебе это?
Н. (без интонаций): Нормально.
Б.: Не ври. Ты снова меня провоцируешь: ты закрылась.
Н. (обиженно): Ну… и ладно.
Б.: У меня сейчас чувство, будто ты меня обвиняешь.
Н.(радостно): Да!
Б.: Если ты будешь меня обвинять, я буду на тебя нападать. Ты во мне не агрессию, ты во мне просто бешенство какое-то провоцируешь! Я пытаюсь понять, - зачем, зачем тебе это нужно?!! Я советую тебе что-то, ты говоришь мне: я лучше знаю.
Н. (под дурочку): Но ведь, я же согласилась сказать клиентке то, что ты предлагаешь!
Б.: Ты формально согласилась. На следующем сеансе ты скажешь ей это в самый неподходящий момент, чтобы убедиться, что я не прав.
Н.: Ну, почему же, я скажу это, когда нужно. Я же не дура.
Б.: Нет! Нет, ты не дура. Хочешь, я скажу тебе, кто ты?
Н. (испытывая на прочность): Ну-ну…
Б. (в бешенстве): Ты не дура. Ты - супердура.

***

Супервизия в учебной группе.
Борис: Она нападает на тебя, а ты ее благодаришь! Ты была неискренна, когда ее поблагодарила. Она - не дура, она это не съела. Она боится тебя и защищается с помощью агрессии. Ты боишься ее и защищаешься с помощью агрессии. Где же у вас контакт?! Что-то происходит тогда, когда кончается взаимная агрессия. Обрати внимание: когда у тебя появляется агрессия, ты пытаешься ее скрыть. Что ты на самом деле чувствуешь, когда она на тебя нападает?
Участница группы: Страх, неуверенность, вину…
Борис: Подумай о том, зачем ей нужно, чтобы ты так реагировала? Ты боишься, но делаешь вид, что не боишься - в это время ты не можешь ее разглядеть - ей это и нужно! Ее бессознательное таким образом защищается от тебя. Скажи ей, что ты ее боишься, и посмотри, что будет. Она постоянно дает двойные сигналы - говорит, что всех любит, но при этом ведет себя и выглядит агрессивно. Как только ты показываешь это несоответствие, ты получаешь наезд. Она тут же делает так, чтобы ты себя дурочкой почувствовала… Ты начинаешь что-то делать, и тут же на этом попадаешься. Четко отслеживай, что ты чувствуешь, не оценивая этого. Разберись в своих чувствах - ты в них путаешься. Ты чувствуешь страх. Но до страха есть еще что-то: раздражение… Не надо говорить, просто разберись с собой.
Когда раздражение замалчивается, вы обе путаетесь. Если она хочет раздражаться, - она будет раздражаться. И она спровоцирует тебя. Сформулируй свое чувство чище: я раздражаюсь. Отмечай, что ты чувствуешь: это ей за чем-то нужно. Ей нужно раздражать тебя, чтобы обидеться. Более открыто выражай свои чувства. Но: будь внимательнее к себе. Реагируй честнее: не отвечай сразу агрессией на свой страх, скажи: я тебя боюсь.
Клиентка: А что делать, если я чувствую, что она говорит не то, что есть?
Борис: А что ты чувствуешь, когда она говорит не то, что есть?
Клиентка: Недоверие.
Борис: Значит, ей зачем-то нужно, чтобы ты ей не доверяла. И ты говоришь ей: сейчас мне хочется тебя оттолкнуть. Зачем ей это? Вероятно, ей зачем-то это нужно: она разыгрывает свою проблему. Не форсируй, не торопись, не говори об этом сразу. Расценивай свои чувства, как отклик, подумай: что под этим?
Обрати внимание на то, что она, скорее всего, не умеет выражать страх. Надо на ее глазах преодолеть свой собственный страх. Но не спеши: страх очень быстро превращается в агрессию.
Клиентка: Это что же - я буду честно выражать свои чувства, а она будет меня поддерживать. Так я превращусь в клиента.
Борис: Ты никогда не превратишься в клиента потому, что ты терапевт. Когда вы закончили, она вышла, а супервизию я даю тебе. Ты, вообще, это заметила?..

***

- Что делать со своими ошибками? Признаваться ли в них клиенту?
- Надо проверить, что это для него - ошибка ли? Это должно быть включено в процесс: как это он так делает, что ты чувствуешь, что совершила ошибку?
- Но существует же объективность! Я же не Бог!
Ты - Бог. В психотерапии ты - Бог. Ты - чистый лист.

***

Клиент: Дай мне какое-нибудь напутствие.
Терапевт: Делай все, что хочешь, но думай о других.

***

Клиент: Зачем мне выходить из депрессии, когда все равно умирать?
Терапевт: А зачем тебе туда входить, если все равно умирать?

***


Боря: что же ты на полпути остановилась-то?
Наташа: А что было тянуть, если уже ничего не вышло?
Боря: То есть, если большая хорошая рыба сорвалась, когда уже был виден ее нос, то продолжать не стоит? Нужно ломать удочки и идти домой?..

***

Супервизия групповому терапевту.
Терапевт: Я не понимаю, что происходит в группе. Ничего нет, все молчат…
Боря: Как это «ничего нет»? Ты невнимателен! Они не молчат, не молчат они! Посмотри, какая между Лешей и Леной идет борьба за лидерство: Леша как будто говорит: «Мне это больше всех по фигу!», а Лена как бы отвечает: «Нет, мне!!». А ты говоришь «ничего нет».

***

Супервизор: Что это ты такое сейчас делала? Зеркалила и усиливала?
Терапевт: Нет… Я хотела ее поддержать…
С.: Ясно. Твоя поддержка выглядит так: «Ага! Заходи-заходи, там не страшно! А я - пока тут постою…»

***

Начало терапевтической сессии.
Клиент: Мне всегда трудно начинать. Есть такая проблема.
Терапевт: Ну, вот и начали…

***

Таня: У меня есть такая иллюзия, что есть что-то на самом деле…
Боря, со смехом: Бывают и такие иллюзии…

***

Участница группы: Я конфликта не хочу, а он назревает!
Борис: Ну, и как ты его назреваешь?..

***

Леша: Была обалденная динамика!
Боря: Кто обалдел?

***

Ольга: Я хочу сказать ей, что я вижу, как ей плохо, но я боюсь.
Борис: Скажи ей об этом: что ты видишь, что ей плохо, но боишься сказать об этом.

***

Поля: Работать не хочется!.. Хочется мешать работать другим своими остротами.
Борис: Хорошая острота!.. Что дальше?

***

Олег: Боря, скажи что-нибудь!
Борис: За тебя?.. Что сказать-то?..
Олег: Что хочешь…
Борис: Ты-то чего хочешь?..

***

Таня: Как это важно, сделать ровно столько, сколько надо, ни больше, ни меньше!
Боря: Да… Знать бы еще, сколько…

***

Ведущий группы: Ну, у кого что?
Участник группы: А мне можно?
Ведущий: Тебе нельзя, потому, что ты спрашиваешь.

***

Терапевт: Я чувствую бессилие.
Супервизор: Что за чувство у тебя преобладает?
Т.: Нет чувств.
С.: Хочешь что-то изменить?
Т.: Нет.
С.: И правильно: раз уж я не могу с этим справится, то ты - и подавно! Это хорошая идея!

***

Клиент: Я смотрю, боженька так и старается мне нагадить на каждом шагу. Все дела оставил, только обо мне и думает.
Пауза.
Клиент: Впрочем, я в бога не верю…
Терапевт: Еще бы!! Такого ублюдка просто быть не может!

***

Последний день работы учебной группы. Никому не хочется расставаться.
Участница группы: Это что?! Это мы что же - в последний раз сегодня собираемся?!
Ведущий: А ты, что - и яд с собой принесла?!..

Начало

Тел.: +7 (929) 5553855
Психологические услуги
Публикации и книги
ЧАВО
Первая ступень обучения гештальт терапии. Москва
Открыт набор в группу первой ступени обучения гештальт терапии Московского Гештальт Института Полины Юрьевны Гавердовской. Обучение проходит в Москве, по стандартам Европейской Ассоциации Гештальт Терапии (ЕАГТ)



Длительная терапевтическая группа

Длительная терапевтическая группа. Возможность не спеша позаботиться о себе. Группа под супервизией Полины Гавердовской. Осталось 4 места.

Подробнее >>