Ретрофлексия: приказано выжить

Надо бы уже допеть спонтанно возникшую песню о механизмах прерывания. Ретрофлексия - самый что ни на есть «прерывательный» механизм прерывания.


В ретрофлексии мало мистического, красиво рассказать про нее не получится. У «Камеди Вумен» есть изумительная сценка (мне ее, кстати, показали студенты на одной из учебных групп), она называется «Обучение в паспортном столе». В течение шести минут мы беззастенчиво хохочем над утрированным хамством и невменяемостью, которое мы прекрасно помним по УФМС начала нулевых. Актеры искроментно изображают издевательства над гражданами, требуют «фото с уголком или без уголка», «копии всех документов» и тренируются максимально неразборчиво отвечать на любые вопросы посетителей. Все, кто видел эту сценку, смеялись до слез. Прежде, чем читать дальше, предлагаю посмотреть ролик, ссылку на который я прикрепила.


https://rutube.ru/video/6d089d066e831c36e3b292c8b8b5a732/


… А теперь представьте себе, что все это происходит с вами наяву, и вы - тот самый человек, которому срочно нужен загранпаспорт. Представили? Полагаю, смех немедленно исчез. А также проследите, что стало с руками, лицом, шеей, животом. Все напряглось, подтянулось, окаменело и заныло? Сжались зубы? В общем, у кого что, но только знайте: исключительно благодаря всем этим и некоторым другим вещам, о которых ниже, у всех нас есть загранпаспорта. Все эти штуки - и есть ретрофлексия.


В самом буквальном (в том числе - медицинском) смысле слово «ретрофлексия» означает «оборачивание назад», а психологи приватизировали термин для обозначения импульса, развернутого не вовне, а внутрь, на самого автора. Мощность работы механизма ретрофлексии можно представить себе, оценив, насколько извне заметен сам «разворот». Если вы выкрикнули «Б!», а потом натянуто улыбнулись, значит вам не удалось красиво подрезать импульс до взлета, вы его сбили уже в воздухе. Если лицо белое (красное), руки (лицо, ноги) дрожат, пульсирует вена на виске (и так далее, и так далее… ), значит вы справляетесь лучше, но тоже с трудом. С ретрофлексией в виде зримой телесной (речевой, мыслительной) остановки работать проще всего. Человек оборвал себя практически на сознательном уровне. Наиболее сложна для доступа ретрофлексия, которой нас обучали с самого начала, которая незаметна извне, ровная, отполированная, на уровне отказа от импульса, от действия, и особенно - на уровне отказа от самих чувств. По телу такая ретрофлексия почти не видна, нужны специальные умения и опыт, чтобы что-то заметить.


Ретрофлексия, как, наверное, уже ясно, сильнейшим образом связана с телом. Встреча любых чувств с сознанием происходит на уровне тела, поэтому блокирование чувств также наиболее эффективно осуществляется на уровне тела. Обесчувствливание себя - лучший способ заставить себя потерпеть. Обесчувствливание другого - лучший способ заставить его подчиниться. Где тело, там и болезни. Ретрофлексия напрямую ассоциирована с психосоматическими заболеваниями.


Ретрофлексия - очевидно социально значимый мезанизм. Он обслуживает интроекцию и дает нам возможность выжить в социуме, достигая по возможности желаемого без человеческих жертв. Я шучу, но представьте себе, что происходило бы в паспортных столах, изображенных выше, не умей мы все ретрофлексировать. Социальную роль ретрофлексии сложно переоценить. Поэтому работа с этим механизмом прерывания должна включать в себя уважительное отношение ко всем тем ценностям, угрозу которым представляет из себя ретрофлексируемый импульс. Описывать ретрофлексию нагляднее всего на примере остановленной злости (и других ее деструктивных аналогов), однако ретрофлексироваться может любое «неуместное» чувство - любовь, интерес, печаль.


Ретрофлексия сильно связана с интроекцией, потому что именно так выглядит стандартный воспитательный процесс: «Потерпи, мальчики не плачут» или «Не звони первая, девочке это неприлично». Ясно, что первая часть каждого послания - призыв к ретрофлексии, вторая - интроецирование. Впрочем, последовательность не важна. Справедливости ради необходимо упомянуть и слияние, так как все связано. Слияние здесь (как и везде) - то, с чего все начинается. В смысле: да, конечно, я буду слушаться тебя и делать все, что ты говоришь, чтобы не решать самому, плакать мне или нет, звонить или потерпеть. А чтобы не сомневаться в этих выборах, я даже не буду думать, что они вообще существуют. Сомнение, инициация сомнения - вот первый шаг ЛЮБОЙ психотерапевтической работы, но об этом - когда-нибудь потом :)


PS Приходите, кстати, учиться, я набираю в сентябре базовую программу подготовки гештальт-терапевтов и гештальт-консультантов в Московском Гештальт Институте. Делаю я это раз в три года. Вести будем вместе с прекрасной Светланой Злобиной.


Подробности здесь: http://personagrata-studio.ru/projects/gestalt-therapy-russia-usa/


Другие заметки о механизмах прерывания:


Проекция: и вечный бой


Интроекция: чувство дома


Слияние: единственный выход








Тел.: +7 (929) 5553855
Психологические услуги
Публикации и книги
ЧАВО
Первая ступень обучения гештальт терапии. Москва
Открыт набор в группу первой ступени обучения гештальт терапии Московского Гештальт Института Полины Юрьевны Гавердовской. Обучение проходит в Москве, по стандартам Европейской Ассоциации Гештальт Терапии (ЕАГТ)



Длительная терапевтическая группа

Длительная терапевтическая группа. Возможность не спеша позаботиться о себе. Группа под супервизией Полины Гавердовской. Осталось 4 места.

Подробнее >>