Размышления. 07.06.16
Веду группу второй ступени по гештальт-терапии. Перед перерывом застала себя за пламенной речью. За обедом записала ее, привожу целиком.
Так называемая техника fresh fish - просто бич
гештальтистов.
Она хороша только, если «рыба» действительно свежая.
Беда, когда она второй свежести или ее вовсе нет, а терапевту
таки хочется ее сделать, изготовить.
Типа:
- посмотри, как сидишь, послушай, как свистишь, и как это связано с твоей проблемой?
Клиент:
- никак
- а ты всмотрись.
- всмотрелся. может быть вы, доктор, меня дослушаете?
- а то, как ты сейчас сжал зубы, как-то связано с твоей проблемой?
- никак. можно продолжу?
- а, то, как ты сейчас покраснел, тоже с твоей проблемой не связано?
(…)
Да, #Гештальт работает преимущественно с материалом, возникающим в «здесь и сейчас», и много связывает его с «там и тогда».
Да, арсенал терпаевтических техник нацелен именно на это: на осознавание текущего процесса в реальном времени и его связи с историей.
Но если искусственно фиксироваться на текущем процессе, не давая клиенту «уйти в эбаутизм», получается во-первых, уродливая карикатура на Гештальт, во-вторых, - клиент изнасилованный несвежей рыбой. Ну, и езда на фигуре терапевта, разумеется.
Иногда я с досадой думаю, что самым лучшим (и невозможным!) выходом из этого тупика было бы запретить студентам читать Перлза. Что касается его видео, которые можно легко найти в сети, то такие сессии я бы даже не сертифицировала.
Извините :)