Публикации. Записные книжки. Размышления.

Размышления. 10.04.13

С тех пор, как я веду учебные группы, наши четыре хрестоматийные защиты вечно живут во мне во время работы с клиентами. Как четыре птенца, непрерывно хотящие есть. А они - хотят дополнительных, более ярких примеров себя. И более емких и быстрее проникающих в суть определений. Происходящее во время работы я почти всегда пропускаю не только через фильтр «что полезно клиенту», но и через еще один: «вот яркий пример такой-то защиты, надо будет запомнить». И занятно, что чем больше проходит времени, тем меньше остается подходящих слов. Как-то оно все девербализовывается. Обретая чутье, я теряю голос :)

Решила поделиться с вами тем, что осталось у меня от былого понимания того, как выглядят на практике известные в гештальт-теории защиты.

Слияние существует для того, чтобы спасти от одиночества. В работе со слиянием вы можете опираться на что угодно. На извечное «мы», на смазанность границ, на мутность потребности. Еще один из признаков слияния - попытки людей уверить себя (и вас), что люди похожи друг на друга. Чем активнее вы будете напирать на то, что вы другой, тем сильнее он сопротивляется. Сегодня я похвалила сына за то, что он хорошо прочел стихотворение на школьном празднике. «Нет, плохо!» - сказал он. «Я считаю, что хорошо, - ответила я.»Я могу иметь свое мнение!?«. Он подумал и ответил»Не знаю«. Действительно. Если мое мнение другое, то что он будет делать со своим мнением один? Тогда он останется без меня.
Но сильнее всего ясно, что это именно слияние - когда вы пытаетесь отпилить одно от другого (что бы это ни было - мнение, потребность, граница), и видите, что человек цепенеет. Для него это прежде всего страшно. Я другой. Значит, я один. Я не готов. Пусть мы лучше будем похожи. Здесь должен быть ваш вопрос:»Что случится, если окажется, что ты другой и у тебя - иначе?«.

Интроекция по логике вещей идет как раз после слияния.»Я не другой. Я такой же как ты, потому что с тех пор, как ты объяснил мне, как должно быть, я так и делаю«.
Интроекция похожа на полугибкий каркас внутри мягкой игрушки. Берешь ее в руки, она проминается. Но что-то мешает. Пытаешься найти, что это, и не можешь, оно ускользает. Но ты понимаешь, что там что-то есть, потому что игрушка отказывается изменять положение. Когда удается его (каркас) нащупать - это и есть момент поднятия интроекта на поверхность. Чем в меньшее количество шагов удается это сделать, тем сильнее удивление клиента.»Людей вообще нельзя любить. Людей? Нельзя любить людей?! Какой брееед«.

Ретрофлексия. Когда-то казалась мне чуть ли не бичом психического здоровья. Да ничего подобного. Так, корочка на поверхности царапины :) С нею одной и делать-то ничего особо не надо. Прослеживать. Конечно, бывают тяжелые случаи. Они столь редки, что были высмеяны Костей, Славой и мной :)

Проекция последнее время мне кажется чем-то наиболее безумным из всего ряда. Потому, что то, что я делаю в первых трех случаях, я, все же, делаю с собой. А в случае проекции - с другим. С какого перепугу? То есть, ясно, что»они все такие, как я«. Но не настолько же :))) Проекция у меня ассоциируется прежде всего с потерей зрения. Изрядно уменьшить ее удается даже без прямого осознавания - просто стимулируя сенсорную активность человека:»Видишь ли ты мое лицо? Хорошо ли меня слышишь? Похожа ли я на твою маму? Еще раз, внимательно: говорила ли я «умри» или тебе все же послышалось?«. И так далее. Иногда мне кажется, что способствуя осознанности восприятия можно убирать проекции более эффективно, чем при помощи традиционной их ассимиляции. По моему ощущению успешность в данном случае выше, но ниже уровень осознавания того, что проекция была. Если же ассимиляция удается, то клиент всегда признает, что это он (не вы и не мама) говорит»умри«. Но сама ассимиляция - процедура более трудоемкая, чем просто помочь человеку»разуть глаза".

Извините за мой разговорный язык. Пишу без редакции. Зато живенько :)

-

PS Забавная деталь состоит в том, что актуальность тех или иных защит и субъективная трудоемкость работы с ними в моем восприятии - зависят, разумеется, в первую очередь от того, на каком этапе нахожусь я сама. А я как раз добралась до слияния. Поэтому, конечно, ретрофлексия мне уже давно неинтересна :-)
Тел.: +7 (929) 5553855 (автоответчик Маша)
Психологические услуги

Личная, семейная и групповая психотерапия

Публикации и книги
ЧАВО
Первая ступень обучения гештальт терапии. Москва
Открыт набор в группу первой ступени обучения гештальт терапии Московского Гештальт Института Полины Юрьевны Гавердовской. Обучение проходит в Москве, по стандартам Европейской Ассоциации Гештальт Терапии (ЕАГТ)



Длительная терапевтическая группа

Длительная терапевтическая группа. Возможность не спеша позаботиться о себе. Группа под супервизией Полины Гавердовской. Осталось 4 места.

Подробнее >>