Размышления. 29.03.11
К вопросу о термине «интроекция»
Текст скорее для психологов, поэтому, как всегда потакая лени и
весеннему авитаминозу, сильно расшифровывать ничего не буду.
Выигрываю в скорости, теряю в пиаре, и так всегда. Поехали.
Термин «интроекция» имеет, разумеется, психоаналитические корни,
и был введен вовсе не Перлзом (как думают многие), и даже не
Фрейдом, а Ференци (1909) для обозначения противоположности
проекции. Проекция - вынесение части себя вовне («Я всегда
здороваюсь с бабушками у подъезда, значит и Вася, скорее всего,
здоровается. Да и сами бабушки обязательно должны здороваться со
мной и с Васей, если мы сидим, а они, бабушки, идут мимо»).
Интроекция, стало быть - есть принятие в себя аспектов внешнего
мира («Моя бабушка всегда говорила, что надо здороваться с
бабушками у подъезда. Я всегда здороваюсь с бабушками у подъезда
потому, что так надо!»
В здесь проблема? Интроекция - это некоторое бессознательное
правило или их совокупность, природу (и даже наличие) которых
человек не в состоянии осознать, но власть которых всеобъемлюща.
И чем мутнее происхождение конкретного интроекта, тем хуже.
Зачастую интроективная система играет в психике роль
нагромождения непреодолимых преград на пути … да на пути к чему
угодно.
Интроекция возникает одним из трех известных мне способов.
Возможно, есть другие.
1. Интроект проглатывают с едой. Как микстуру с молоком
(матери). То есть, интроект является чем-то, чем детей кормят без
спроса. «Здоровайся с бабушками» - «Зачем?» - «Потому что». Этот
диалог условный, потому, что у стандартного ребенка обычно нет
импульса для этого «зачем». Ибо импульсом для такого «зачем»
является некоторое сомнение в том, что родитель может быть прав.
И счастливы те родители (я в их числе), чьи дети умеют в этом
сомневаться. Чаще же всего «зачем» в прошивке интроектированного
ребенка напрочь отсутствует, поэтому целебное средство падает
камнем на самое дно души и лежит там вечно. Хорошей метафорой
здесь, наверное, будет цемент. В сухом виде - порошок. Будучи
проглочен с молоком - камень.
В последствии интроективный человек чаще всего глотает и дальше
все подряд. Интроецирование служит неосознаваемой платой за
любовь важных людей и затычкой разнообразных дыр собственной
идентичности. Там, где в свое время не было посеяно сомнение,
впоследствии уже не прорастает ощущение самости и чувство
здравого смысла. Приходится вечно сверяться с кем-то важным
снаружи. Именно поэтому в процессе терапии, когда интроективная
система начинает раскачиваться, первой реакцией человека обычно
становится обращенный к терапевту вопрос: «Доктор, а как на самом
деле правильно?»
2. Интроект может возникнуть, как след травмы. «Нужно всегда
здороваться с бабушками у подъезда. Если не делать этого, может
сбить машина. Однажды именно так со мной и произошло». Также
интроект может быть частью хронической травмы. «Мой папа бил
маму, бабушку и меня, когда я подрос. Мой папа был алкоголик, и
вечно спал в собственном дерьме. И мой папа никогда не здоровался
с бабушками у подъезда. Я никогда не буду похож на своего
папу!».
Травматические интроекты почти всегда неосознанны. По сути своей,
они являются верхушкой айсберга ПТСР, и работать с ними нужно,
как с травмой.
3. Интроект, как творческое приспособление.
Это не страшно. «Я всегда здороваюсь с бабушками у подъезда,
когда иду на дело: однажды я поздоровался, и мне повезло».
Немного странно и немного косно, но поскольку интроекты такого
рода обычно неглубоки, они разрушаются сами. Когда однажды
поздороваться с бабушками делу не помогло.
Как работать с интроектами
1. Противопоставление. «Да? А я никогда не здороваюсь с
бабушками у подъезда. И еще ни одна из-за этого не умерла. Да и
сама я не кашляю». Работает на отсоединение от интроекта.
Позволяет расшатать его и поглядеть, что будет. Прием возможен в
случае с несильными осознаваемыми интроектами, при наличии
хорошей критики у клиента. Не работает, если авторитет терапевта
или самоподержка клиента слабы, а также с мощными или сильно
погруженными в бессознательное интроективными системами.
2. Исследование и ассимиляция. «Расскажи мне больше об этом.
Откуда ты это узнал? Почему это важно? Что случится, если ты не
сделаешь этого? Как именно плохо тебе будет?» И так далее.
Работает в случае, если просто отсоединение от интроекта в п.1 не
произошло.
3. Исследование слияния, лежащего под интроектом. Работает,
когда не работают пункты 1-2.
«Расскажи мне, почему тебе так плохо, если ты не делаешь этого?»
- «Потому, что я всегда так делал в детстве» - «Кто-то научил
тебя?» - «Я просто знал, что так надо» - «Откуда?» - «Моя бабушка
всегда так делала» - «Любил бабушку?» - «Очень» - «Что за
чувство, с которым ты говоришь это?» - «Я до сих скучаю по
бабушке» - «Понимаю. Думаешь, если не будешь здороваться с
соседскими бабушками у подъезда, что-то случится с твоей любовью
к ней?» - «Пожалуй, ничего. Пожалуй, это какая-то дань моей
бабушке. Наверное, теперь я могу просто любить ее».
4. Принятие, направленное на расширение осознавания. Работает,
когда не работают пункты 1-3.
«Слышу, что тебе важно всегда говорить «здравствуйте» бабушкам у
подъезда. Слышу, что тебе очень плохо, когда ты забываешь сделать
это. Я понимаю, что в жизни бывают вещи, которые ощущаешь, как
обязательные, и очень фигово себя чувствуешь, когда почему-то
оказываешься без них или когда идешь поперек себя в этом. Так
фигово, как будто даже неизвестно по-хорошему, где эта штука, а
где ты.
По-честному, этот ход содержит в себе все остальные, но в слабой
концентрации. Поэтому он хорош при сильном сопротивлении. Надо
помнить, что это гомеопатическое средство - его пьют по
чуть-чуть, годами. Результат отставлен в этом случае далеко в
будущее.
Психологические услуги
Публикации и книги
ЧАВО
Длительная терапевтическая группа. Возможность не спеша позаботиться о себе. Группа под супервизией Полины Гавердовской. Осталось 4 места.