Маркетинг глазами гештальтиста
Продвижение каких-либо услуг (психологических, например) - это
некоторый набор задач. Основная задача как будто лежит на
поверхности - сообщить миру, что вы есть. Нужно выйти из фона и
заявить: я - фигура, я имею форму, выделяюсь, я - это я.
Хорошо, а что дальше?
- Вас много таких, - говорит зритель. - Вон там, и там, и там.
Все вы тут фигуры. Все психологи. Как мне понять, что я должен
выбрать тебя?
- Но я лучше, - хочется сказать вам.
- Чем же? - спрашивают вас.
И тут есть несколько сценариев.
1. Начать врать. Сказать: «Я лучше всех. До меня никтошеньки не
умел работать с Х, а я первый, кто делает это правильно». Или
вообще: «Я - единственный (это уже мегаломаническое вранье). Я
один такой, поэтому как можно вообще кого-то еще выбрать?». Ну
или чуть более изобретательно: «Я создал МЕТОД». То есть, словами
гештальт-терапевта, начать накачивать фигуру несуществующими
смыслами и феноменами.
Что тут плохого? Вас все время преследует страх разоблачения. Вы
чувствуете себя самозванцем, и необходимость продолжать врать
постоянно держит вас в напряжении. Кроме того, финал все равно
будет печальный. Рано или поздно вы встретите кого-то, кто с
фактами в руках покажет вам, что вы не лучший, не единственный и
метод ваш - не метод. Будет неприятно, больно и финансово
невыгодно.
2. Начать с дискредитации коллег по цеху. Способ, по фокусу
обратный первому, но часто сочетаемый с ним. Не «Я лучше всех», а
«Посмотрите, сколько вокруг шарлатанов!». Они не умеют ни то, ни
это, позор, как земля их носит«. И так далее. Замусоривание,
дискредитация фона вокруг себя с целью эксклюзивно выделиться.
Что тут плохого? Ну, кроме очевидной ненависти коллег по цеху (а
значит - лишения поддержки поля, отсутствия референтной группы,
невозможности опереться на сиблингов, одиночества) здесь есть все
та же опасность разоблачения. Или даже - получения обвинений в
клевете. А значит снова скандал, неприятности финансовые, печаль
и закат»славы«.
3. Какие есть варианты кроме откровенного вранья о себе и клеветы
о других? Говорить максимально выгодную правду о себе, причем по
максимально верному адресу. Откуда ее взять? Проанализировать
свои самые сильные способности. Как понять, к кому обращаться?
Проанализировать, кого хочешь видеть, как клиента, с кем хочешь
работать. Как это сделать? Вот ссылка на мой
авторский (это не вранье) тренинг»Пиши!" - на нем и
можно заострить свою фигуру, максимально четко понять, кто вы как
психолог, как именно устроена ваша практика и как максимально
эффективно сообщат о ней миру, чтобы мир услышал. Ничего кроме
реальности, но именно это и работает в долгосрочной перспективе
лучше всего. Потому, что кроме реальности вам опереться все равно
не на что.
Тренинги пока спланированы в Минске и Киеве. В Москве, возможно,
позже.
Тел.: +7 (929) 5553855 (автоответчик Маша)