Похвала портит? :: Психолог П.Гавердовская

Похвала портит?

Журнал «Популярная медицина»

Моя мама считает, что мы с мужем слишком балуем годовалого сына: хвалим его за каждый пустяк. Скажите, можно ли «испортить» ребенка чрезмерными похвалами?

Ольга, Тверь

Среда формирует - известное выражение, не так ли? Да, это так, ребенка формирует среда, то есть - всё что окружает его ежечасно. Новые впечатления развивают его самосознание и фантазию, родительский пример учит его общаться и понимать себя и других в контакте с собой. И еще одна из первостепенных вещей, формирующих ребенка - это родительское отношение к нему. Если вы считаете своего ребенка умным - он будет умен, если любуетесь им, он вырастет красивым, если вы любите его - он научится любить и сам будет любим. Сначала ребенок смотрится в нас, как в зеркало, а затем - сам, как зеркало, отражает всё, что он успел увидеть за свое длинное, и одновременно - очень короткое детство. И на так называемое воспитание у нас не так уж много времени.

Хвалить: как?

Похвала - одно из выражений вашей любви к малышу. Хвалите ребенка чаще, и он будет всегда помнить, что вы любите его. Ведь, это так просто!

Кроме того, похвала - очень удобный прием, который может быть использован вами для развития детского самосознания. В отличие от нас, взрослых, ребенок постоянно развивается, и делает он это не без нашей помощи. Выдавая еще только возможное и желаемое в поведении ребенка за действительное, вы формируете его таким, каким хотите видеть. Возвращая малышу положительную обратную связь на все его действия, вы знакомите его с самим собой, причем - с самой лучшей стороны. А ведь, именно у людей, которые себе искренне симпатичны, всегда получается задуманное. Это и есть секрет любого успеха.

Корректировать поведение чада при помощи похвалы легко и просто: достаточно обозначить вслух те достижения, которые вы хотели бы закрепить в ребенке. Говорите о желаемом, как о состоявшемся, и оно вскоре состоится. Игнорируя при этом незначительные неточности и огрехи детского поведения, вы лишаете их возможности развития. Многие вредные детские привычки отмирают просто потому, что о них никто пару недель не упоминал.

Например, если ваш ребенок усердно строит башню из конструктора, вы можете влиять на его старательность, предваряя похвалой будущие успехи. Пусть постройка кривовата, скажите ровно обратное: «Умница! Очень аккуратно строишь!». При этом можно поправить пару покосившихся кубиков, ненавязчиво показывая ребенку, к чему нужно стремиться. Такие «указания через похвалу» воспринимаются детьми легко: слушаться в такой ситуации приятно, а замечания не задевают достоинства. И самое главное - чаду хочется соответствовать вашим ожиданиям!

Чего делать не надо?

Избегайте замечаний, фиксирующих малыша на возможной неудаче. Не говорите, например: «Посмотри, сейчас домик упадет! Это от того, что ты неверное строил с самого начала». Подобная тирада может выбить из колеи не только ребенка, но - иного взрослого: вы как бы подписываете приговор для всей затеи, не оставляя шансов на удачу. В той же самой ситуации можно сказать: «Давай поправим вот здесь, тогда постройка будет стоять ровно». Что бы вы ни говорили, необходимо подчеркивать то, что вы верите в возможности ребенка и желаете ему удачи. Детские оплошности встречайте весело, как нелепую случайность, а удачи - четко обозначайте, давая всякий раз понять ребенку, что они закономерны: ведь у такого умного и способного малыша, как ваш, и не могло получиться иначе.

Сколько?

Существует ошибочное мнение, что ребенка можно «захвалить», и он окажется избалованным. На самом деле, это не совсем так. «Захваливать» малыша по пустякам не столько вредно, сколько «непрактично»: погрузившись в облако обожания, чадо попросту перестанет быть чувствительно к нашему одобрению в дальнейшем. Таким образом, вы и малыш попадаете в парадоксальную ситуацию, вами же выстроенную: захваливая ребенка, вы, как бы, лишаете его похвалы на будущее. Хвалите малыша часто, но старайтесь делать это точно и вовремя, то есть - тогда, когда для этого есть достойный повод, и когда вы знаете, что ваши слова «лягут в нужное место». Искренне отмечайте все его успехи, ни в коем случае не скупитесь на ласковые слова, даже если вам кажется, что «сегодня это уже было». Хвалите, если есть за что: тогда чадо будет и дальше стараться.

Похвала = поддержка

Отдельно отмечайте своим вниманием моменты, когда малышу требуется ваша поддержка. В такой ситуации похвала может быть использована вами, как утешение и педагогический прием одновременно. Например, малыш только учится самостоятельно одеваться: конечно, ему не очень хочется продолжать, когда обе ноги попали в одну штанину, а рука просунулась в горловину свитера. Самое время бросить это занятие, но тут вы можете сказать: «Молодец! Отлично для первого раза!». Да, это не совсем правда, ну и что с того? «Бог с ней, с правдой, иногда нужно и соврать» - говорил во всем известном фильме бургомистр, друг барона Мюнхгаузена, вразумляя своего правдолюбивого друга.

Тел.: +7 (929) 5553855 (автоответчик Маша)
Психологические услуги

Личная, семейная и групповая психотерапия

Публикации и книги
ЧАВО
Первая ступень обучения гештальт терапии. Москва
Открыт набор в группу первой ступени обучения гештальт терапии Московского Гештальт Института Полины Юрьевны Гавердовской. Обучение проходит в Москве, по стандартам Европейской Ассоциации Гештальт Терапии (ЕАГТ)



Длительная терапевтическая группа

Длительная терапевтическая группа. Возможность не спеша позаботиться о себе. Группа под супервизией Полины Гавердовской. Осталось 4 места.

Подробнее >>