Или Цезарь — или никто
Журнал «Мама и малыш»
C сыном проблема, даже и не знаю как решить ее. Дело в том, что Егор в этом году идет в первый класс. В школе, куда он поступил в июне была программа адаптации, ничего особенного, сплошная развлекаловка, но… В первый день деть мой устроил скандал на уроке на тему - «Я ошибся, дайте мне срочно исправить, я не имею права на ошибку и т.д.». Мы поговорили, выработали алгоритм действий при ошибках, вроде все замечательно, все довольны, мальчик в школу просто бежит, учитель хвалит, идилия в общем. Сегодня последний день занятий, и опять скандал, теперь уже на тему - «Меня не взяли в первую семерку играть, а я хочу первым, потому что последним это унизительно», опять слезы, причем объяснения в этот момент слушать не желает, прямо упивается ребенок своим горем. В принципе, понятно в первый день - нервничал, переживал… Примерно то же самое было в первый день в саду, потом все замечательно. Почему в последний мне уже не понятно.
B меня несколько беспокоит именно причины скандала, желание неприменно быть первым, лучшим и т.д. Причем, когда начинает скандалить - всё, никакие обьяснения уже не слушает, вот сделайте как я хочу и все тут. В классе 20 человек, идет урок, сын этот урок срывает просто своим воем (да, мальчик еще и начитанный, т.ч. вой с коментариями и умными словами типа «Вы играете на моих чувствах»). И как быть и что обьяснять и можно ли с этим что-то сделать за лето, я не знаю. Боюсь, что еще пара таких концертов и учитель просто выставит его из класса или попросят из школы.
Анна.
Анна, ваш сын демонстрирует модель поведения, которую он копирует с кого-то из ближайшего окружения. Скажем, фразы «я не имею права на ошибку» или «вы играете на моих чувствах» он не мог придумать сам. Даже, если он где-то прочел это, - зерна упали на благодатную почву!
Кроме того, в поведении мальчика прослеживается завышенный уровень притязаний (требует от себя больше, чем объективно может сделать) в сочетании с тревожностью. Подумайте, кто в семье внушает ребенку идею о том, что не первым быть стыдно? Перед вами стоит нелегкая задача: идея «Или Цезарь или - никто» может транслироваться кем-то из близких ребенка не напрямую, косвенно. Подумайте, кто из взрослых удручен своей карьерой? Кто втайне считает себя неудачником? Кто чрезмерно озабочен социальным статусом? Просто так ничего не бывает: ребенок воссоздает в школе актуальный психологический конфликт, который живет в семье. Он - лишь зеркало.
Что можно сделать за лето? Поговорить с сыном об условности оценок. Рассказать ему, что конкурсы, рейтинги и награды достаются нередко вовсе не самым умным или способным, а тем - кому больше повезло или - тем, чья мама дружит с преподавателем… Кстати, если вам будет трудно озвучить сыну то, что я сказала, возможно - дело именно в вас. Подумайте, насколько вам самой важно быть именно первой?