Погодки или близнецы — кто у меня? :: Психолог П.Гавердовская

Погодки или близнецы — кто у меня?

Журнал «Мой Кроха и я»

У меня два сына Максим 2,5 и Арсений 3,5 года. Старший ходит в садовскую группу, младшего собираемся с лета тоже определить в садик. У нас с мужем возникла идея отдать младшего сына в группу, куда уже ходит старший братик. А в последствии, возможно, они пойдут в один год в школу. Наши друзья считают, что мы из своих погодок пытаемся сделать двойняшек и определить им одинаковую жизнь. Считают, что им нужно оставаться погодками и идти каждому со своим возрастом. А я считаю, что ничего страшного, если будут ходить в одну группу. Мелкий под влиянием старшего брата развивается гораздо быстрее, пусть у него пока все получается не так ловко, как у старшего, Но! Они играют в одни игры, у них у каждого свой взгляд на какую-то их детскую проблему. У них, считаю, абсолютно у каждого свой внутренний мир. Я не считаю, что для них будет отрицательным моментом наша затея отдать их в одну группу в садике, в последствии в школу в один класс.

Может я просто поступаю инстинктивно, интуитивно, чего-то не зная, например, каких-то реальных психологических тонкостей, я не права? У наших друзей пока только одна дочка пяти лет. И прислушиваться к советам тяжело, ведь им пока не понятно, что такое двое детей. Рассудите нас, пожалуйста, или посоветуйте.

Ковшова Елена Викторовна, 28 лет.

Уважаемая Елена!

Многие родители погодков поступают именно так: отдают детей сначала в одну садовскую группу, затем - в один класс. Должна сказать Вам, что ситуация эта не столь однозначна, как может показаться. Предлагаю рассмотреть ее плюсы и минусы вместе.

Нет ничего радикально плохого в том, что мальчики будут посещать одну садовскую группу. То, как они почувствуют себя вдвоем, можете судить только Вы и лишь после того, как младший сын адаптируется к новой ситуации. Все зависит от отношений братьев: если они - друзья, и соперничество между ними выражено слабо, то плюсов в данном случае больше, чем минусов: они будут поддерживать друг друга, старший будет приглядывать за младшим. Вы будете ощущать себя уверенно: дети вместе и учатся отвечать друг за друга. Играя со старшими детьми, малыши и правда развиваются быстрее. Однако, отношения между погодками зачастую бывают напряженными из-за ревности. Старший может давить на младшего, «не давая ему ни минуты продохнуть», будто имеет на него «особые права». Такое поведение между детьми обостряется именно за пределами дома: это происходит от того, что старшие дети в таких диадах еще неверно понимают свою ответственность за младшего брата или сестру. В этом случае младшему ребенку гораздо спокойнее посещать другую группу и играть со своими сверстниками.

Если ваша история будет развиваться по сценарию со знаком «плюс», у вас наверняка возникнет идея отдать мальчиков в один класс. Рассмотрите внимательно все возможные варианты развития такого сценария. Есть такое понятие, как «психологическая готовность к школе», и немаловажную роль играет преобладание у ребенка мотива «Я должен» на мотивом «Я хочу». Очень многое зависит от того, насколько различаются дети (а ведь они и должны различаться) по уровню психического развития. Будет не слишком здорово, если вы продержите старшего сына в саду лишний год для того, чтобы «дозрел» младший. Еще хуже - если старший пойдет вовремя, а младший будет вынужден начать учиться на год раньше, чем ему бы следовало. Отношения между братьями могут ухудшиться в школе: младший будет отставать и чувствовать себя неадекватно на фоне других детей. Давно замечено, что так называемые «козлы отпущения» - это самые младшие дети в классе, которые отстают в учебе. Отдавайте братьев в один класс только, если их психическое развитие разнится не радикально.

Еще один момент. Существует такое понятие, как близнецовая ситуация. В однополой близнецовой паре как правило в той или иной степени происходит замыкание детей друг на друге. Негативными следствиями этого являются задержка в развитии соблизнецов, их инфантильность, неумение строить отношения с другими детьми. Родители карапузов нередко получают рекомендации отдавать детей в разные группы, разные классы, и даже - разные школы. Ясно, что в совместном обучении детей есть масса удобств для родителей: отсутствие необходимости искать вместо одной хорошей школы - две, одинаковое расписание занятий и собраний, одинаковые домашние задания детей, и так далее. Однако, многие родители удобствами жертвуют. Проследите за тем, чтобы к моменту поступления в школу мальчики были бы не только братьями и друзьями, но каждый - самостоятельной личностью, отличной от другого. Не делайте из них двойню «искусственно», иначе вам обеспечены те трудности, которые подстерегают родителей близнецов.

Тел.: +7 (929) 5553855 (автоответчик Маша)
Психологические услуги

Личная, семейная и групповая психотерапия

Публикации и книги
ЧАВО
Первая ступень обучения гештальт терапии. Москва
Открыт набор в группу первой ступени обучения гештальт терапии Московского Гештальт Института Полины Юрьевны Гавердовской. Обучение проходит в Москве, по стандартам Европейской Ассоциации Гештальт Терапии (ЕАГТ)



Длительная терапевтическая группа

Длительная терапевтическая группа. Возможность не спеша позаботиться о себе. Группа под супервизией Полины Гавердовской. Осталось 4 места.

Подробнее >>