Первые шаги: наша роль
Журнал «Kinder-bazaar»
Дочке 11 месяцев, она вот-вот пойдет. В чем особенности этого периода детского развития? Чем родители могут помочь ребенку на этом важном этапе?
Лучезарный, но неповоротливый шестимесячный малыш, восседающий в коляске или начинающий восьмимесячный путешественник, обследующий мир ползком - разительно отличаются от годовалого прямоходящего и почти разумного человека. Теперь карапуз и впрямь идет куда вздумает, а к тому же - умело манипулирует свободными от ползанья руками. К году у ребенка формируется так называемый «пинцетный зажим» - способность брать мелкие предметы большим и указательным пальцами. Тогда же возникают и первые слова, обозначающие порой целую мысль. В общем - развитие идет в прямом смысле полным ходом!
Теперь маме может казаться, что малыш нуждается в ней меньше, чем прежде, но это не так. Ребенок в упоении тестирует новую реальность, проверяя окружающий мир на прочность, а свои догадки о нем - на достоверность. Делать это смело и успешно он может только будучи уверен в том, что мама видит и слышит его, и в нужный момент придет на помощь. Если мама всегда доступна, ребенок ощущает ее опору как бы повсюду: вселенная представляется понимающей, безопасной и полной любви. Так формируется базовое доверие к миру, без которого жить в нем - невозможно.
Точно дозируйте опеку, необходимую малышу. Чрезмерные ограничения отсекают пути к развитию, а вседозволенность ведет к травматизации, подрывая уверенность в себе. Разные дети реагируют на падения и шишки по-разному. Одни малыши страшно огорчаются, другие - бодро встают и, потирая ушибленное место, идут на новые подвиги. Ребенка первого типа нужно чутко поддерживать, не давая ему раньше времени разочароваться в этом лучшем из миров. «Бойцу» - обеспечить бережную протекцию, оставив максимум возможной свободы. Малышу также совершенно необходимо позволять изучать все окружающие его предметы, поэтому вещи запретные лучше вовсе убирать из поля его зрения.
Активность в конце первого года чрезвычайно важна для развития. Зависимость здесь двусторонняя: бурное сенсомоторное развитие заставляет ребенка осваивать окружающую среду, а его экспериментальная атака на мир способствует еще более бурному развитию психики. Дефицит свободы в этом возрасте уже никогда нельзя будет восполнить. Дети, которым обеспечена максимальная свобода действий, растут более любознательными и уверенными в себе и развиваются быстрее.