Детское чтиво :: Психолог П.Гавердовская

Детское чтиво

Журнал «Kinder-bazaar», 2002 г.

Ваш малыш родился. Пройдено самое трудное - беременность, роды, младенчество. Кажется, Вы три тысячи раз простерилизовали бутылочки, сменили две тысячи подгузников и сотни раз встали среди ночи! Сначала Ваш малыш напоминал крошечный кричащий сверток, затем - сверток большой и поющий. Затем - это уже очаровательный хохочущий пупс. И прорезывание первых зубов - позади!

Карапуз пополз, затем пошел: все идет в ход, все оказывается у него во рту. И всякий раз он уже в метре от половика! Или - его голова как раз вровень с обеденным столом. Но вот позади и это.

С каждым днем Вам все интереснее с ним. Он удивляет Вас. Кажется, для Вас стало сюрпризом, что он развивается так стремительно. Однажды Вы делаете одно из самых замечательных открытий: он понимает! Понимает речь!

И Вам становится ясно, что пора покупать детские книжки.

***

Итак, Вы впервые отправляетесь за детскими книжками для своего малыша. И первое, что бросается Вам в глаза - огромный выбор детской литературы, особенно - в крупных магазинах. Книжки прекрасно изданы, но их так много! Как купить самое подходящее, и не ошибиться в выборе? Как доставить малышу радость и сделать развлечение развивающим? Как не испортить его вкус? Вот несколько советов молодым мамам.

1. Книжки детям от года до 16-ти месяцев.

Иллюстрации: ярко, понятно, просто.

Учительница (показывая детям ежа): Дети! Тот,
кого вы видите, вам отлично знаком! Это?..

Девочка: - …Ленин!
(Детский анекдот)

***

Вашему малышу чуть больше года. Его привлекает все яркое, цветное, блестящее, а также - новое. Этот момент прекрасно подходит для того, чтобы посадить его к себе на колени и показать ему его первую «книжку-малышку». И чем она будет ярче, тем скорее она привлечет внимание малыша. От Вас требуется только одно: помочь ему заинтересоваться и удержать его интерес к одной картинке как можно дольше. Умение рассматривать, разглядывать, способность удивляться - в дальнейшем очень пригодятся ему. От этого будет зависеть его способность концентрировать и удерживать внимание на чем-то одном, без которой, в свою очередь, нельзя ничему научиться.

Выбирая книжки для самых маленьких, прежде всего, следует обращать внимание на иллюстрации. Они должны быть яркими и гармоничными по цвету. Ведь вкус Вашего ребенка уже формируется! Отдавайте предпочтение тем книжкам, где художник, иллюстрировавший их, подчеркнул объём, и светотень - так малышу будет проще опознавать предметы и зверей, и запоминать то, что Вы ему рассказываете.

Чтение книжек с картинками - это не просто развлечение. Это - начало познания реальности. Городской ребенок, которому едва больше года, большинство из зверей, предметов и явлений, изображенных на картинках, видит впервые в жизни. (В самом деле, когда еще Ваш малыш увидит живого жирафа, льва, да просто - кролика! Если повезет - лет через несколько…) Поэтому, чем более реальны предметы, люди, звери, изображенные на картинках - тем лучше. Так, жираф должен быть рыжим и пятнистым, а не малиновым, лягушка - зеленой и мокрой, а не белой и пушистой. (Такой «юмор» Ваш ребенок оценить еще не сможет, а вот запутать его это может основательно.)

В одной современной книжке мне встретилась такая картинка: на спине улитки был изображен трехэтажный домик с черепичной крышей, трубой, мансардой и балконом, где сушится белье! Подумайте, как растеряется Ваш малыш, если представит себе, как улитка развешивала его!

Когда Вы впервые показали карапузу книжку с картинками, он способен был разглядывать один ее разворот не более полуминуты. Прошло всего полгода, и малыш уже внимательно рассматривает каждую страницу по нескольку минут и сосредоточенно вслушивается в то, что Вы ему рассказываете. Он может показать в книжке знакомых ему зверюшек. Он сам переворачивает страницу, когда ему стало скучно. И самое замечательное: у него уже есть книжки любимые и нелюбимые. Неплохо для начала!

Книжки для годовалых - о чем они?

Кроме рисунков, даже в самых простых «книжках-малышках» всегда что-то написано. В книжках для самых маленьких это будут просто надписи под картинками. Отдельные слова или фразы. Если Вашему ребенку чуть больше года - это не для него, а для мамы: это толчок Вашей фантазии. Истории, которые мама рассказывает малышу, показывая книжку, ребенок понимает смутно и отрывочно, но однажды каждая мама делает такое открытие: сын или дочка, которые говорят всего 3-5 слов, - понимают во много, много раз больше!

Слушая мамины истории и рассматривая красочные картинки, малыш расширяет пассивный словарь, учится понимать обращенную к нему речь. Так, постепенно, от книжек, состоящих только из картинок, Вы сможете перейти к тем, где есть стихи, маленькие сказки, пословицы и загадки. Что же касается иллюстраций, старайтесь относиться к ним взыскательно и позже: не давайте малышу плохо, безвкусно проиллюстрированных книг, пусть даже и с хорошими сказками!

По мере того, как ребенок становится старше, роль содержания книжек в его развитии выходит на первый план, вытесняя роль иллюстрации. Итак, вы начинаете читать малышу книжки с небольшим количеством текста. Теперь при выборе книг Вы уже стараетесь обращать внимание на их «содержательную сторону».

2. От двух до четырех

Формируем основные понятия при помощи иллюстраций

Активный словарь двухлетнего ребенка составляет примерно пятьдесят слов, и он может объясняться простыми предложениями, состоящими из двух слов и более. Всего через полгода Ваш малыш будет знать уже несколько сотен слов, и складывать фразы из трех и более слов. В три года его словарь составит уже тысячу слов. Я привела вам средние цифры. То, как будет развиваться именно Ваш ребенок, в огромной степени зависит от Вас.

У Вашего малыша уже закладываются основы сложного и многоэтапного процесса - формирования основных понятий. Он уже различает и умеет называть цвета, и эта палитра постоянно расширяется. Он более точно воспринимает форму предметов. Его активный словарь ежедневно растет.

Книжки в этом возрасте продолжают играть важную роль в развитии ребенка. К иллюстрациям, пожалуй, все еще предъявляется требование соответствия реальности. Малыша заинтересуют многофигурные композиции, изображающие действия разных персонажей. Расскажите ему о каждом из них, о том, чем они заняты, что их связывает. Придумайте небольшой сюжет, отталкиваясь от нарисованного, - развивайте воображение своего малыша.

Здесь хотелось бы снова привести отрицательный пример. Персонажей народных сказок - мышек, лягушек, зайчиков, лисичек - художники почему-то всегда любят изображать антропоморфно, то есть, - приближая их к человеческому облику. У зверей (в том числе - у лягушек!) на таких картинках можно заметить длинные ресницы, обрамляющие огромные голубые глаза. Все зверюшки разодеты в платья, юбочки и кокошники. Может быть, это и подойдет ребенку более старшего возраста (4-6 лет), но малышу второго-третьего года такие картинки, на мой взгляд, пользы не принесут. В другой книжке я увидела иллюстрации, автор которых впал в противоположную крайность - на рисунках, изображающих зверей, мне бросились в глаза отчетливо прорисованные швы, соединяющие головы и лапки с туловищами зверюшек. Для меня осталось загадкой, что же художник имел в виду.

Картинки, изображающие бытовые предметы, еду, фрукты, одежду, то есть - все то, что окружает ребенка ежедневно, - должны быть простыми, понятными и легкоузнаваемыми. Кровать должна быть однозначно похожа на кровать, яблоко - на яблоко, ложка - на ложку.

Детям этого возраста уже можно предложить книжки чисто познавательные: «Форма», «Размер», «Цвет» и т.д. В таких книжках хорошо знакомые ребенку предметы сопоставляются по основным признакам. Главное требование в этом случае - наглядность иллюстраций.

Два-четыре года: загадки, стихи, сказки.

Для детишек двух-четырех лет подойдут книги со стишками, загадками и адаптированными коротенькими сказками («Посадил дед репку», «Детки в клетке» и др.). Здесь Ваш выбор, как и раньше, должен совершаться в пользу тех книжек, которые не портят вкус ребенка к слову, и развивают его речь и мышление, расширяют кругозор.

Сейчас, когда книг издается много, и во множестве разных издательств, при выборе следует внимательно относиться к тому, насколько хорошо они отредактированы. Обязательно читайте книжки сами, прежде чем прочесть их ребенку, лучше всего - прямо в магазине (ведь взрослому человеку на это нужно 2-3 минуты)! Если плохая книжка попадет ребенку в руки, - в каком-то смысле будет уже поздно.

Выбирая, руководствуйтесь собственным чутьем и здравым смыслом. Как это ни странно, даже качество сборника загадок целиком зависит от редактора. Фольклор порой весьма причудлив, а русских народных загадок очень много, и для маленькой детской книжки их надо отбирать. Одни загадки очень хороши и складны, развивают фантазию ребенка, учат образному мышлению («Хвост крючком, нос пятачком», «Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки» и т.д.). Другие же - косноязычны и описывают предмет так, что его нельзя узнать. Например, такие, всем известные загадки, как «Сидит девица в темнице, а коса на улице» или «Без окон, без дверей полна горница людей» - без иллюстраций просто «не работают», и в смысле познания малышом мира бесполезны. Хорошо, если они «разбавлены» другими, более простыми и остроумными, хуже, если книжка целиком состоит из таких ребусов.

Недавно мне в руки попалась авторская книжка под названием: «Загадки и стишки для самых маленьких». На первой же странице я прочла:

«Не учил квадрат и вектор - все же точен архитектор. Разделил на части круг, серый маленький… (паук)».

***

Если Вы хотите купить книжку стихов для маленького ребенка, лучше всего отдавать предпочтение нашим детским классикам - таким, как Агния Барто, Борис Заходер, С. Я. Маршак. Сейчас они прекрасно переизданы и проиллюстрированы. Честное слово, не ошибетесь! Эту часть для контраста хочу закончить замечательным стихотворением С. Я. Маршака из серии «Детки в клетке».

Зебры

Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.

***

Сказки (в том числе - русские народные) - прекрасный материал для чтения, развития фантазии и образного мышления Вашего ребенка. Они учат добру, всегда содержат мораль, и, кроме того - поражают детское воображение чудесными превращениями. Малыш 4-6 лет это, безусловно, оценит. (Спустя год-два не забудьте о сказках Пушкина.) Ребенку поменьше подойдут коротенькие адаптированные сказки вроде «Посадил дед репку» или «Терем-теремок». Опять же, чем проще книжка издана, тем внимательнее надо отнестись к редактуре. Недавно я просмотрела свежеизданную книжку с русской народной сказкой «Теремок». Заканчивалась сказка так: Пришел медведь и стучится: / Чей терем-теремок? / Кто в тереме живет? / Я, муха-горюха ./ Я, мышка-норушка./ Я, лягушка квакушка./ Я, зайка-попрыгайка./ Я, лесичка-сестричка. А ты кто? / А я - медведь, вам всем пригнётыш!

Не буду рассуждать на темы, существует ли такое слово - «пригнетыш», и - есть ли такой вариант этой сказки. Просто детям обычно предлагают только самое лучшее. Мне кажется, что к книгам это относится в первую очередь.

3. Малышу пятый год: выбираем азбуку

Первое путешествие от А до Я: И снова картинки - главное!

Если Вы решили купить для карапуза азбуку, - отдайте предпочтение той, где в качестве иллюстраций подобраны самые близкие ребенку предметы. В книжном магазине мне довелось просмотреть великолепно изданную, красочную азбуку, прекрасно подходящую, тем не менее, для отрицательного примера. Меня удивил странный, вычурный выбор иллюстративного материала. Запомнилось, что на букву «К» шёл - «коктейль», на «М» - «миксер», на «Ф» - «фруктовый салат»…

Стоит ли говорить, что крохе, которая еще не знает букв, проще познавать мир через простые и естественные явления?! Поэтому, на букву «Ф» в детской азбуке должен идти не «фруктовый салат», а просто «фрукты», а изображены должны быть яблоко или груша (а не маракуйя или манго). «Коктейль» в обычной жизни - также вещь достаточно редкая, и для детской азбуки не подходит.

***

Малыш растет. Он смотрит на Вас с обожанием, и вы чувствуете, что сейчас именно от Вас зависит то, каким он вырастет. Вам хочется показать ему мир, рассказать о том, как лето сменяет зиму, как распускаются цветы, как вьют гнезда птицы. Объяснить ему, что такое хорошо, а что - плохо. Научить его жить так, чтобы он был счастлив. Книги, конечно, не могут заменить жизнь. Но, если вы научите малыша читать хорошие книги, считайте, что вы сделали половину своего дела.

Тел.: +7 (929) 5553855 (автоответчик Маша)
Психологические услуги

Личная, семейная и групповая психотерапия

Публикации и книги
ЧАВО
Первая ступень обучения гештальт терапии. Москва
Открыт набор в группу первой ступени обучения гештальт терапии Московского Гештальт Института Полины Юрьевны Гавердовской. Обучение проходит в Москве, по стандартам Европейской Ассоциации Гештальт Терапии (ЕАГТ)



Длительная терапевтическая группа

Длительная терапевтическая группа. Возможность не спеша позаботиться о себе. Группа под супервизией Полины Гавердовской. Осталось 4 места.

Подробнее >>