Размышления. 16.07.16
Удобный клиент: ловушки для психотерапевта
Удобный клиент - это человек, которого, возможно, использовали для удобства или заставляли служить кому-то. Часто бывает, что такой человек рос маленьким в семье с кем-то очень несчастным или с кем-то более важным, чем он: с инвалидом, с брошенной и постоянно жалующейся мамой, с алкоголиком, склонным впадать в гневливость. Или который просто очень давно ясно понял, что только таким удобным его будут любить или хотя бы терпеть. Поэтому первую четверть жизни такой человек обычно подстраивается под создавшую его среду, а затем набирается сил и исчезает (уходит).
С таким человеком вам, как терапевту, будет очень комфортно. Он может быть беспроблемным или даже очаровательным. Он соглашается с вами. Будьте очень внимательны к очаровательным клиентам, удобным или беспроблемным. Всегда поддерживайте их быть критичными, в первую очередь - к терапии и лично к вам. Вот какими способами это можно делать:
1. Переспрашивайте, то ли происходит, что они хотят;
2. Тот ли запрос сейчас в работе, который они хотели;
3. Попросите назвать 7 вещей, которые им не нравятся в вашей работе;
4. Попросите назвать 7 случаев, когда ои были несогласны;
5. Поддерживайте телесный процесс клиента, при таком личностном рисунке всегда есть ретрофлексия;
Узнается такой человек очень просто: вам с ним… приятно! Он и правда мастер делать удобно вам, но это именно то, от чего он пришел спастись. Иначе он исчезнет. Он умеет это: ведь его это уже однажды спасло.