Что такое справедливость?

Когда моя десятилетняя дочь чем-то недовольна, она кричит: это несправедливо! Даже если просто кончилось кино. «Несправедливо» у нее означает «плохо для меня». В этом смысле Жванецкий прав, говоря: «Никакой справедливости нет. Поисками справедливости занимаются люди с ужасным характером». Все это так, но не совсем так.

У меня не ангельский характер, и я хочу рассказать, как я понимаю справедливость. Вообразите себе большую клумбу, выполненную в виде слова «Справедливость». Заглавная буква из таких серебристых листьев (поищите их название сами) остальное красное. Или наоборот. И, главное, каждая буковка отдельно. Фоном для написанного служит коротко подстриженная зеленая трава.

Сама собой эта клумба возникнуть не может. Сначала кто-то за это заплатит. Потом должны приехать люди в оранжевом, с эскизом и цветочными ящиками. Они неведомым мне способом (по клеточкам?) нанесут эскиз «Справедливости» на пустующий холм. Высадят сезонные растения (такие серебряные и такие красные). Польют строго определенным образом (они знают, каким) и уедут. А клумбу нужно будет поддерживать. Полоть, пересаживать, стричь траву, прорастающую меж букв. Заботиться о том, чтобы между ними и фоном были четкие границы. Отдельно нужен дворник: в клумбу непременно будут бросать мусор. В общем, если не прикладывать усилий, вся эта красота и «Справедливость» превратятся в пустырь, помойку и сортир. Так вот, создавать и поддерживать клумбу со словом «Справедливость» - то же, что поддерживать саму справедливость, только последнее сложнее.

Справедливость - совершенно искусственное понятие. Это просто некий морально-этический конструкт, противопоставленный энтропии. Ее нет по умолчанию в том же самом смысле, в котором нет клумбы. Так же нет ухоженной кожи, рельефного тела и навыка танцевать сальсу. Ни хорошая память, ни быстрый ум, ни доброжелательные отошения с соседями по даче (кому что важно, у меня нет дачи, и я не танцую) - ничто не дается за так. А данное за так - не остается неизменным, если к поддержанию не прикладывать усилий. Ни друзей, ни языков, ни «six pack» (кирпичиков на животе), ни кожи, ни рожи: ничего этого не будет, если ничего не делать для поддержания.

Справедливость в моем понимании можно заменить такими понятиями, как «границы» и «равный ответ». Любые правила - условность, но я за правила. Или - за открытое их бойкотирование и пересмотр, если я считаю правила несправедливыми. И я за наказания для тех, кто их просто нарушает. Да и вообще, я - за наказания. Я за то, чтобы зло преследовалось. И я очень неохотно «даю дополнительные шансы». Наверное, потому, что за 41 год я ни разу не видела, чтобы кто-то ими умно воспользовался. Люди не склонны меняться. Чаще всего они ведут себя стереотипно. Особенно, если однажды им что-то сходит с рук. Там, где диалог не помог, а предупреждение не испугало, помогут ограничение и наказание.

По внешнему рисунку справедливость может напоминать месть, но это разные вещи. Отличие в мотиве. Мотив мести - отреагирование злости. Мотив справедливости - поддержание границ и борьба с энтропией. Справедливость может использовать энергию злости, но это вовсе необязательно. Достаточно сознания своей правоты.

То есть, если сосед дебоширит, после первой мягкой просьбы можно сразу вызывать наряд: просьбы не помогут. Либо - смиритесь. Ваш муж изменяет? Он будет и потом. Можете развестись или смиритесь, вам поможет психотерапевт.

Некоторые виды справедливости совершаются сами. Например, если ты не спишь с мужем, он заведет женщину. Если ты живешь в тотальном промискуитете, у тебя не будет глубоких отношений. Если ты агрессивный психопат, однажды тебя побьют. Если ты систематически позволяешь себе лишнее, от тебя все отвернутся. Такие выравнивающие колыхания поля обычно работают без наших вмешательств, это не более, чем работа гомеостаза. Но нельзя на это рассчитывать. Например, можно не спать с мужем, но так искусно разрушать его самооценку, что он не сможет завести женщину. Можно жить в промискуитете, но годами имитировать интимность с каждым из участников. Можно быть умным или очень богатым психопатом, и долго избегать возмездия. Можно научиться так быстро заводить новые знакомства, что последствия непорядочности в предыдущих не будут заметны ни тебе, ни окружающим. Возмездие (справедливость) в виде неминуемого одиночества окажется удачно прикрыто гибкостью и общительностью.То есть, при определенном стечении обстоятельств случайные цветы могут красиво расти и немного напоминать клумбу. Но они никогда не выстроятся в нужное слово. И им нужно помогать.

О чувстве правоты. Если вы не понимаете, какое тут нарушено правило, а внутренней опоры на достоинство у вас недостаточно, используйте симметрию. Приклад всегда ударяет в плечо. То же должно происходить в области поступков. Симметрия и справедливость - близкие понятия. Скажем, очень правильно обнаруживать у своей верной жены не свои презервативы после того, как сам пришел от подружки. Потому, что это отрезвляет. То есть, если ваш муж гуляет, вы имеете полное право завести роман. Безответность рождает безответственность и, как следствие, развращает, а равный ответ ненадолго возвращает в реальность. Если вам не доверяют, не доверяйте и вы: из таких отношений все равно ничего не выйдет. Если про вас не помнят, разрешите и себе начинать забывать. Потому, что на поддержание неравных отношений всегда перерастрачивается тот, кто допустил асимметрию не в свою пользу. Все, к чему применим УК, должно быть наказано в соответствии с конкретной статьей. Все, к чему он неприменим, должно, по идее, получать симметричный ответ. Разумеется, романтики взвыли, дочитав до этих слов. Я могу лишь сказать, что пишет их тоже абсолютный романтик. Прожив полжизни, я не без горечи признала, что только ограждая себя от небытия в мире и в отношениях, можно сохраниться для единичных людей, которые заслуживают быть впущенными в душу. И за это понимание я заплатила дорого.

Справедливость никогда не возникает раз и навсегда. Для чего ее поддерживать? Только с целью борьбы с энтропией. С небытием. И поскольку мы все очень временные и очень хрупкие, а небытие вечное и огромное, то вопрос нашей борьбы с ним - личный выбор каждого. Я пока не сдаюсь. Возможно, у меня просто ужасный характер.