Комментарий газете «Россiя» к теме секонд-хэндов

- Полина, что это за люди, которые с удовольствием пользуются секонд-хэндами, и что за люди те, кто, напротив, никогда ими не пользуются?

Тема секонд-хэнда обнажает сразу две противоположные психологические тенденции: покупать что-то именно в секонд-хенде и - ни в коем случае не покупать там ничего. Есть (или, по крайне мере, была) особая категория людей (богемные студенты и так далее) еще лет 10-15 назад, которые как раз таки имели особую привычку совершать регулярные паломничества по секонд-хэндам с целью отыскать нечто такое, чего нет ни у кого больше. Как ни странно, и это желание, и обратное (никогда не!) - это такая «переодетая в штатское» мания величия, почти нарциссизм. В каждом из нас есть такая бессознательная эгоцентричная детская вера: «я - особенный», и в дискуссии о секонд-хэндах она тоже проступает достаточно четко. В одном случае человек как бы говорит: «Я - уникальный, особенный и одежда у меня должна быть уникальная и особенная!». Во втором же звучит очень похожее мета-послание: «Я - особенный, и поэтому никогда не надену обноски!».

Я намеренно опускаю рассуждения о человеке, который пользуется секонд-хэндом только из бюджетных соображений: тут ничего о нем особенного сказать нельзя кроме того, что он умеет разумно планировать свои финансы.

13 октября 2005 г.