С кем я не работаю?

Этот текст адресован в первую очередь ученикам. Уже несколько лет он служит памяткой моим студентам, начинающим работу в консультировании и психотерапии.

Практикующий психолог, как и любой нормальный профессионал, любит получать удовольствие от работы. Чтобы работать было интересно, и чтобы начатое дело всегда было бы можно довести до конца. Чтобы в конце последней встречи ему еще и сказали бы «спасибо». Да, это всегда приятно. Это означает, что есть что-то в нашем деле кроме денег.


Но. Не всякий раз это удается. Волшебное слово «мотивация» известно сейчас всем. Мотивированный клиент - это человек, который хочет меняться и готов приносить ради этого какие-то определенные жертвы: время, деньги, удобство. Только в этом случае мы можем что-то сделать. К сожалению, именно это и отличает нас в невыгодную сторону от, скажем, стоматологов. Его клиент должен приехать, заплатить и открыть рот, всё остальное можно сделать при помощи знаний и инструментария. Люди, которые приходят к нам, должны кроме денег и времени прикладывать еще и душевные усилия. Как ни странно - проблема в этом. Денег и времени порой не жаль, но некий стресс, связанный с психологической работой, может вынести не каждый. А лишь тот, кто был достаточно мотивирован изначально.

Коллеги, вам знакомо это волшебное чувство, когда, отложив домашние дела, сдав детей няне или бабушке (или проводив их в школу-институт), вы (вместо супермаркета или спортзала) приехали в офис на встречу с клиентом, который не пришел? Особенно сильно это чувство, если вы платите за офис почасовую арендную плату.

Хотите, чтобы оно (это волшебное чувство) посещало вас как можно реже? Тогда поговорите чуть подробнее с человеком, который звонит, чтобы записаться к вам на прием. Вот список тревожных симптомов, заметив которые я, скорее всего, не возьму клиента на терапию.

Противопоказания к первичному приему, первый телефонный разговор.

1. Просьба типа «Запишите мою подругу», «Я ищу психолога для своей мамы», «Моей девушке нужна помощь» и так далее. Отвечать всегда следует: «Пусть она (он) сам(а) перезвонит мне".

2. Просьба записать себя на далекую дату вперед. Вместо этого следует предложить перезвонить ближе к предполагаемой дате и записаться.

3. Просьба записать себя, когда при этом не спрашивают адрес. Обычно говорят: «Я позвоню накануне встречи, чтобы записать дорогу». Вместо этого следует предложить перезвонить ближе к предполагаемой дате, записаться и сразу записать дорогу.

4. Вопросы типа «Где вы учились?», «Сколько лет вы работаете?», «Достаточно ли вы квалифицированы?», «Приходилось ли вам сталкиваться с проблемой типа моей?». И так далее.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что клиент не имеет права задавать такие вопросы, о нет. Конечно же, он имеет такое право. И вы даже можете подробно ответить на все эти и другие вопросы, которые вам зададут. Но при этом следует иметь в виду, что у вас почасовая арендная плата за офис: такой клиент, скорее всего, никогда не придет. Таков мой опыт.

5. Просьба «Подъехать куда-нибудь поговорить» потому, что «вы живете не в центре».

6. Фразы типа «А почему вы принимаете не в офисе?», «Чертановская (Бутово, Новогиреево, Щелковская?) Ах, как это далеко!» и так далее.

7. Большие сложности с выбором даты и времени первой встречи. Если третий, предложенный вами вариант даты и времени не подходит клиенту - не предлагайте четвертого.

8. Слезы во время первого телефонного разговора.

Это говорит, как минимум, о неустойчивой психической конституции и низкой степени социальной адаптации человека. Как максимум - о наличии у человека пограничного личностного расстройства. Пожалуйста, не думайте, что любой депрессивный или находящийся в личностном или ситуативном кризисе человек будет плакать, беседуя с незнакомым ему человеком по телефону. Нормально адаптированный, пусть даже крайне расстроенный человек, обычно может взять себя в руки и совершить деловой телефонный звонок. Другие варианты поведения говорят о том, что частный психологический прием, увы, вряд ли способен ему помочь. Если у вас есть достойный доверия контакт с психиатрической клиникой, в данном случае вы можете им поделиться со звонящим.

9. Просьба во время первого разговора «принять немедленно» или вне расписания.

Я категорически не советую менять расписание ради «экстренного» клиента, если он не направлен к вам человеком, которому вы полностью доверяете. Даже если вы теоретически можете принять обратившегося к вам человека в срочном порядке - лучше не делать этого. Импульсивность - одно из противопоказаний к длительной работе. Сессия с первичным клиентом в стиле «психологической скорой помощи», как правило, не приносит удовлетворения терапевту и облегчения - клиенту. Потому, что хорошие вещи не делаются быстро, особенно - в нашем деле.

Вместо этого следует предложить человеку встречу в один из ближайших рабочих дней, но будет лучше, если это не будет завтрашний день. Лучше - через день. И если послезавтра вы увидите его - возможно, он сможет работать.

Противопоказания к длительной терапевтической работе, специфичные для нынешнего ээ… исторического момента.

10. Возраст до 20 лет.

Объясняю. Серьезное психическое расстройство - не является материалом работы частного психолога. Обыденные же проблемы в таком возрасте проходят очень быстро, и мотивация к длительной работе немедленно исчезает. Как правило, клиент такого возраста покидает психолога на 3-5 раз, когда снижается неспецифическая тревога.

11. Несколько опозданий подряд.

12. Срыв или перенос одной из первых десяти встреч. Я не рекомендую продолжать терапию в таком случае.

13. Решение клиента отложить терапию в связи с некими внешними некатастрофическими причинами: переезд, обмен квартир, смена работы, др. В этом случае я не рекомендую продолжение терапии, даже если от клиента поступит такой запрос. В случае острой необходимости можно передать его кому-то из коллег, описав предысторию и мотивацию собственного отказа.


Upd: Мое образование и сертификаты. Мой терапевтический контракт.

Ну, ты же психолог! (с) (логическое продолжение этого текста)


Тел.: +7 (929) 5553855
Психологические услуги
Публикации и книги
ЧАВО
Очень скоро ЦИКЛ ВЕБИНАРОВ в «Gaverdovskaya Studio»
Представляем вашему вниманию курс образовательных вебинаров - «Gaverdovskaya Studio».
Создатель и директор Психологического Центра «Gaverdovskaya Studio» - Полина Гавердовская, психолог, клинический психолог МГУ, тренер и супервизор МГИ, сертифицированный гештальт-терапевт (European Assosiation Gestalt Therapy Sertificate).

Вебинары ведут: создатель и директор Психологического Центра «Gaverdovskaya Studio», Полина Гавердовская, психолог, клинический психолог МГУ, тренер и супервизор МГИ, сертифицированный гештальт-терапевт (European Assosiation Gestalt Therapy Sertificate) и все специалисты Центра. Каждый вебинар представляет собой отдельный авторский проект. Вы можете принять участие как в отдельно выбранном вебинаре, так и во всем цикле.



Киев и Минск: тренинг Полины Гавердовской «Пиши!»

«… Пишущие (о своей работе) психологи продаются лучше остальных. Психологи, пишущие лучше первых, продаются вообще хорошо. Тому есть несколько причин. Если вы не пишете, о вас почти нельзя узнать. Разве что клиент расскажет о вас приятелю или подруге. Или коллеги порекомендуют. Оба способа сбоят: обычно клиенты не любят кому-то рассказывать, что ходят к психологу. А чтобы коллеги направляли вам клиентов, у них 1) должен быть избыток последних, и 2) они должны хотеть направлять к вам; то и другое бывает не всегда.

Если вы пишете, вы перестаете зависеть от этих обстоятельств. Ноутбук и всемирная сеть дают вам прекрасную возможность сообщить миру, что вы есть. Подвести вас могут две вещи: вы не знаете правил правописания»тся«и»ться" (а это раздражает) и… вы боитесь/затрудняетесь писать.


Подробности >>




Шестидневный терапевтический интенсив «Возвращение»
Шестидневный интенсив по работе с созависимыми состояниями. Киев, июль 2017 года.