Трахнуть клиента

В последнее время во вверенном мне, а также соседних с ним секторах психотерапевтического поля участились случаи злоупотребления психотерапевтами и тренерами учебных и терапевтических групп своей властью над клиентом (учеником). Ученик в данном контексте - то же, что и клиент, поэтому далее буду говорить «клиент» про всех. Статистика мне недоступна, особенно в таком щекотливом деле, поэтому допускаю, что не случаи участились, а информированность моя повысилась. Версию, что я нахожусь почему-то в эпицентре подобных злоупотреблений, хочется отодвинуть, как обидную. К счастью, она тоже не проверяема.

Нарушением границ клиента считаются любые дела да случаи с клиентом, не имеющие отношения к его психотерапии или к его обучению психотерапии. Все, что находится за пределами ваших прямых обязанностей по отношению к нему (сессия, группа от и до, супервизионная сессия, акт подписания вами зачетки, обсуждение ваших учебных дел или вашего терапевтического расписания), все это - дела, которых между вами и вашим клиентом не должно быть, поскольку это лишнее, и напрямую влияет на ваши основные дела с клиентом.

Если болтовня за жизнь, обмен телефонами парикмахеров и совместная прогулка с симпатичной клиенткой до метро - не более, чем неряшливость терапевта, то когда я говорю уже о злоупотреблении своей властью, я имею в виду ситуации откровенного использования клиента терапевтом. Это любые ситуации, в которых терапевт извлекает из своего знакомства с клиентом прямую пользу посредством самого клиента: просится к нему на работу в дорогую компанию, берет его к себе в фирму, занимается с ним сексом. В так называемых развитых странах они караются вечным лишением лицензии.

Почему этого делать нельзя? Потому, что клиент - человек подчиненный. Во-первых, клиент, как правило, особенно относится к терапевту: как минимум, сильно ему доверяет, выражено симпатизирует, прислушивается к его мнению. Как максимум, клиент может быть влюблен в терапевта, боготворить его или восхищаться им. То есть, выражаясь бытовым языком, клиент сильно предвзят, а психоаналитическим - у клиента есть позитивный трансфер, делающий его не очень-то объективным при принятии любых решений.

Это еще не все, увы. Терапевт слишком много знает о клиенте. В частности, он, как минимум, догадывается, как лучше манипулировать этим человеком, а при необходимости - как его оскорбить побольнее. Таким образом, весовые категории сильно неравны. Какие уж тут можно предпринимать совместные дела? Стало быть, если клиент в принципе соглашается на всякие предложения со стороны терапевта, значит, клиент очень заинтересован быть хорошим и нравиться, и его воля в данном контексте подчинена скорее мотиву не испортить с терапевтом отношения, чем - соблюсти собственный интерес. Проще говоря, клиент психологически зависим от терапевта, и тот может очень просто принудить клиента делать что-то, что тот никогда бы не стал делать в других обстоятельствах.

Для чего я это все пишу.
Обилие новостей о нарушениях этического кодекса психотерапевта вынуждает меня иногда думать, что многие просто не в курсе о его существовании. Предположение дикое, но что делать? С тех пор, как стало известно, что гоноррея передается при незащищенном сексе, пользоваться презервативами стало гораздо больше народу.

Ясно, что обращаться здесь к психологам с вопросом «а вы знаете, что трахать клиентов нельзя?» - глупо. Те, кто знает и не трахает, ответят: знаю. Те, кто не знает и трахает, а также те, кто знает и трахает - промолчат. Промолчат также и те, кто всякими иными способами использует клиентов в своих целях. Поэтому обращаюсь исключительно к не-психологам, к клиентам, настоящим, бывшим и будущим. Уважаемые, вы знаете, что терапевту нельзя использовать вас?

А именно, знаете ли вы, что:

1. Терапевт не должен проводить с вами время вне вашей учебы или ваших сессий.

2. Терапевт не должен обращаться к вам со средними и крупными просьбами и вопросами, не касающимися вашей учебы и терапии.

3. Терапевт не должен создавать прецедентов двойных отношений с вами, а именно - приглашать вас участвовать в его работе и жизни на других, дополнительных ролях - в качестве друга, советчика, сотрудника, соседа, любовника.

4. Терапевт, увы, должен мягко отклонять любые ваши попытки сделать то же самое.

5. Если ваш терапевт предлагает вам нечто, не связанное с вашей учебой или терапией у него, соблазняет вас, ведет себя двусмысленно, пообещайте ему немедленно обратиться в этический комитет той организации, в которой он работает.

6. Теперь вам нужно прервать терапию.

7. В идеале - вам нужен теперь другой терапевт, который умеет работать с травмой, насилием и инцестом.