Детский сад: вопросы и ответы

Журнал «Kinder-bazaar»

Приняли с мужем решение с осени отдать дочку в сад. Как подготовить к этому ребенка? Что сказать ей?

Анна и Ксюша (2,5).

Родительское отношение к миру определяет отношение к нему ребенка - как в целом, так во всех его частностях. Для начала отдайте себе отчет в том, как вы с мужем воспринимаете грядущее изменение? Как свидетельство перехода дочки на новую ступень взросления или как досадную неприятность, стихийное бедствие? Если вы склоняетесь ко второму варианту ответа, это может говорить том, что бессознательно вы не уверены в готовности ребенка к саду. Пересмотрите свое решение или отодвиньте его на более поздний срок.

Необходимо начать готовить дочку к нововведению заранее, и начать нужно с себя. Прежде всего - выберите садик, который будет безусловно нравиться вам и вашему мужу, и непременно познакомьтесь с воспитателями. Важно преподнести малышке новость в позитивном ключе. Для начала неплохо сдружить ее с детьми чуть старше, которые уже посещают садик. Проще всего это сделать, придя на территорию облюбованного вами сада во время прогулки детей. Обращайте внимание на «взрослость» карапузов, доросших до сада. Скажите, например, что Максим именно в садике научился сам качаться на качелях, что Маша - молодец, она ходит в садик потому, что уже большая. Можно добавить, что Ксения тоже пойдет в садик, когда подрастет. После всех интриг ребенка не может не заинтересовать, что же такое садик, и тут можно рассказать ей обо всех плюсах, которые появятся в ее жизни вместе с ним. Например, в саду интересно потому, что игрушек там гораздо больше, чем дома и много детей, с которыми можно поиграть, а воспитательницы проводят увлекательные занятия, которые Ксения сможет выбрать сама. Дети в саду поют, танцуют, рисуют, лепят, учат иностранный язык, устраивают спектакли и праздники для родителей, и так далее.

Не отдавайте ребенка в сад, который обманет ожидания ребенка, не соответствуя описанной вами оптимистичной картине. Заверьте кроху, что если она захочет домой, вы или папа тут же придете и заберете ее потому, что ваши телефоны будут известны воспитательнице. Если отдать ребенка в сад подтолкнули не зависящие от вас обстоятельства и изменить свое решение вы не можете, расскажите малышке все, как есть. Именно то, что ее посвятили в проблемы семьи, поможет ей почувствовать себя более ответственной и взрослой, что и требуется от ребенка, отправившегося в садик впервые.

***

Сыну скоро три. Я должна выйти на работу, а Федор отправляется в садик. Малыш пока не возражает против наших планов и даже интересуется садовской жизнью заранее, а вот мне как-то не по себе: за три года мы ни разу не расставались больше, чем на 4 часа. Как мне самой подготовиться к этому событию, как принять мысль о временных разлуках с моим сыночком?

Татьяна.

Начните с малого и двигайтесь к цели не торопясь, шаг за шагом. Возьмите ребенка с собой в супермаркет, где есть игровая комната. В дорогих магазинах детские мини-парки превосходно оснащены и карапуз скорее всего будет в восторге от приключения. Для начала оставьте его там на 15-20 минут. Если все пройдет благополучно, в следующий раз исчезайте уже на полчаса. Еще один хороший вариант - клуб или фитнесс-центр для родителей, где есть отдельная детская комната. Отдыхая душой и телом, вы можете ежесекундно держать руку на пульсе. Сознание того, что Вы будете тут как тут, лишь только чадо Вас потребует, успокоит обоих. Следующий этап - группы раннего развития. Пока малыши учатся общаться друг с другом, мамы могут по желанию находиться вместе с детьми или - ждать их в отдельном помещении. Далее Вам лишь остается увеличивать время, в течение которого ребенок находится один. Привыкание к саду необходимо организовать по тем же принципам: будьте в группе вместе с ребенком столько времени, сколько необходимо вам и ему, чтобы принять ситуацию, как должное. Далее - увеличивайте время разлуки постепенно, начиная с 15 минут. Не отдавайте ребенка в сад, где Вам этого не разрешили - такой сад не может быть хорошим.

Если Вам не удается справиться с тревогой, малыш обязательно заразится ею. Значит, обязанность водить ребенка в сад следует перепоручить кому-либо из ближайших родственников - папе, бабушке или дедушке. Забирать карапуза приходите сами.

***

Можно ли дать с собой ребенку «талисман», чтобы в саду он чувствовал себя увереннее (домашнюю игрушку, тапочки, др.) и надо ли вообще это делать?

Ольга.

Предложите малышу выбрать садовские игрушки самому. Желательно, чтобы игрушка не была ребенку симпатична сверх меры. Объясните, с каких позиций следует относиться к этой вещи: скорее всего, ею придется делиться, иначе другие дети обидятся, а ее внешний вид от этого не выиграет. К тому же, однажды она, возможно, и вовсе будет испорчена, сломана, потеряна и - так далее. Постарайтесь не давать ребенку в сад бесценного плюшевого мишку или иного закадычного ночного друга, с которым малыш спит - в случае утраты товарища трагедия вам обоим гарантирована. Помогите карапузу осознать, что не стоит тащит с собой нечто вроде талисмана или драгоценного сокровища. Любое сокровище такого рода лучше хранить дома, для этого дом и существует. Попытайтесь подтолкнуть выбор ребенка в сторону игрушек прочных и легко моющихся, объясните, что заводная штуковина скорее всего очень быстро выйдет из строя. Хорошо, если новую игрушку для сада вы купите, и покупку совершите вместе с ребенком. Ведь важна не сама вещь, а позитивный, оптимистичный ритуал, настраивающий вас обоих на хороший лад.

В остальном, детский джентльменский набор несильно варьируется от одного садика к другому, и воспитательница с готовностью огласит весь список по первой вашей просьбе. Обычно туда входят две пары трусиков и колготок, маечка, рубашка, пижама, тапочки (сандалики), одежда для прогулки, соответствующая времени года. Все причиндалы имеет смысл выбирать, руководствуясь примерно той же логикой, что и при выборе игрушек. Если у дочурки есть обожаемое платьице или любимый костюмчик - у сына, убедите чадо оставить эти вещи для семейного пользования.

Если малышу меньше двух с половиной, в качестве адаптационного мероприятия вы, возможно, захотите выбрать группу развития, планируя все время находиться поблизости. В таком случае можно снабдить его бутылочкой и небольшим перекусом вроде домашнего пирожка, банана или яблока.

***

Дочка скоро впервые отправляется в садик. Как познакомить ребенка с воспитателем, а воспитателя - с ребенком, чтобы не возникло трений? Как мне самой общаться с воспитательницей?

Дарина.

Воспитатель в садике, который вы сознательно выбрали для вашей девочки - такой же человек, как любой другой, только лучше. Познакомьте с ней дочку также, как с любым человеком, который вам нравится, и с которым вам бы хотелось подружить ее. Ведь если воспитательница вам вовсе не симпатична, вы вряд ли оставите малышку на ее попечение? Оставаясь в саду вместе с ребенком, первое время поощряйте его самостоятельность, предлагайте самому обращаться к воспитательнице, если ему что-то от нее нужно. Преподносите это естественно, а не как тест или испытание малыша на прочность. Обратите внимание малышки, что другие дети делают это легко и без затруднений.

Детям-интравертам порой легче освоиться в новом месте без посторонней помощи, потому, что она субъективно воспринимается, как непрошеное вмешательство, нарушение личного пространства маленького человека. В таком случае попросите воспитательницу, чтобы она обращала на малышку минимум внимания, лишь по необходимости. Скорее всего, ребенок очень скоро сам выберет момент, когда будет готов пообщаться с ней.

Иногда, к сожалению, ребенок и правда не может вписаться в детский коллектив потому, что он (или вы оба) несимпатичны воспитательнице. Разумеется, это чувство немедленно станет обоюдным. Ни под каким предлогом не рекомендую вам рассматривать возможность дальнейшего пребывания ребенка в этой группе, даже если существуют объективные предпосылки для предвзятого или негативного отношения к малышу. Корректировать трудный характер ребенка - задача не из простых, и лучше, если этим будут заниматься его родные или профессиональный психолог. Персонал же детского учреждения на данном этапе должен принять малыша таким, каков он есть. Помните, однако, что гиперопекаемый ребенок труднее адаптируется в коллективе, особенно, если тревожная мамочка непрерывно докучает воспитательнице своими особенными требованиями. Не пытайтесь переделать уклад садика под свои взгляды: недовольство персонала в первую очередь отразится именно на ребенке. Вместо этого - ищите садик, который бы вас устроил.

***

Как, отправляя ребенка в сад, подготовить его к другому режиму дня, новому рациону, к непривычным блюдам?

Мила.

Режим в жизни ребенка важен чрезвычайно, и резкая его смена - это, безусловно, дополнительный стресс. Примерно за месяц-полтора до того, как малыш впервые окажется в саду, Вы должны озаботиться и начать постепенно перестраивать его режим под садовский. И чем более плавно вы будете это делать, тем лучше. В саду, которому Вы отдали предпочтение, уточните распорядок дня до мелочей и старайтесь четко ему следовать. Ребенку от этого будет только лучше, ведь все сады функционируют в режиме, рекомендованном педиатрами и детскими неврологами.

Аппетит ребенка в новой обстановке, как правило, страдает. Не будет ничего удивительного, если в первое время воспитательница пожалуется, что малыш ест неохотно. Между тем, фактор стресса, снижающего аппетит, сочетается с другим фактором. Ведь детишкам свойственно подражание: если дома малыша, как младшего любимца, с усердием кормили все по очереди, то в садике он видит кучу сверстников, самостоятельно и с аппетитом наворачивающих привычную еду. Такое не может не подействовать, и действует всегда: за компанию и без родительского надзора карапузы обычно едят гораздо лучше, хотя, конечно, и хулиганят за столом сильнее.

Если ребенок на дух не выносит какие-то блюда, необходимо уважать его желания и своевременно оповестить об этом воспитательницу. Также она должна быть в курсе, на какие продукты у малыша аллергия. Заблаговременно «провентилируйте» с мамами других детей вопрос относительно того, нет ли в саду «правила чистых тарелок», то есть - не имеет ли персонал садика привычки настаивать на том, чтобы дети доедали свою порцию через «не хочу». Такая «педагогическая» политика совершенно недопустима.

***

Недавно услышала, что на второй-третий день хождения в садик все дети в 99% случаев плачут. Как маме на это реагировать?

Светлана.

Дети бунтуют и плачут, попав в садик, если родители неверно организовали период их адаптации к новым условиям жизни или - неверно выбрали сам момент. Если малыш был брошен в новую среду, «как кур во щи», ничего иного и ожидать нельзя. Готовьте ребенка к «садовской идее» постепенно, приводите сперва ненадолго, находитесь вместе с ним столько, сколько это необходимо. Несадовские дети есть, но их так мало, что ваш карапуз навряд ли к ним относится, поэтому цифра 99% кажется мне просто взятой с потолка.

Если ребенок плачет, когда вы уходите, значит вы либо привели его в сад не вовремя, либо - не вовремя собрались уйти. В обоих случаях Вам следует сделать одно и то же - немедленно вернуться и попытаться успокоить карапуза. Если малыш вас все же не отпускает, значит вы должны продлить время, в течение которого он находится в саду вместе с вами. Договоритесь с воспитательницей, что она немедленно позвонит вам, если ребенок разрыдается через некоторое время после вашего ухода. Обеспечьте себе возможность тут же вернуться к малышу. В настоящее время ни один психолог не порекомендует вам оставить плачущую кроху и долго не возвращаться. Время таких советов, к счастью, ушло вместе с доктором Споком, и, надеюсь, больше никогда не вернется.

***

Сыну 2 года и 8 месяцев. Ходим в садик три недели, у нас сплошные вопросы и трудности. Не знаю, как общаться с ребенком по дороге из сада домой, если он расстроен. Если ребенок недоволен садом (воспитательницей), надо ли говорить, что завтра он опять пойдет туда? Что делать, если ребенок, отходив в сад две недели, вообще отказывается туда ходить?

Маргарита.

Не хочу лукавить, утверждая, что детский сад - рай для ребенка. Ведь там нет главного атрибута детского счастья - родителей, а их ничем не заменишь. Обычно малыши принимают ситуацию как есть, используя все ее плюсы - они с удовольствием заводят новых друзей и с головой погружаются в упоительную общественную жизнь, что не может нас не радовать. Однако, дети достаточно сильно устают в саду, кроме того - им не хватает участия, позитивного внимания взрослых и возможности выговориться. Подробно обсуждайте с малышом прошедший день, терпеливо выслушивайте его и отвечайте на все накопившиеся вопросы. Тем более - поддержите, если произошла пусть даже мелкая неприятность. Если дитя так устало, что не демонстрирует стремления пообщаться, поговорите с ним сами, постарайтесь помочь ребенку отреагировать дневной стресс.

Старайтесь не транслировать чаду собственную подозрительность, формируя у него взгляд на мир «из амбразуры». Не смотрите на воспитательницу, как на врага и не спрашивайте ребенка: «Тебя кто-то обидел?». Лучше - поинтересуйтесь, что было в саду хорошего, какие новости, и чему карапуз научился за день. Если ребенок отзывается о садике или воспитательнице негативно, не игнорируйте это. Подробно разузнайте, в чем дело и честно спросите, хочет ли он идти туда завтра, заверив, что если малыш не хочет - он туда и не пойдет. Будьте готовы сдержать слово. Дети зачастую не могут толком объяснить своих чувств, но это не значит, что их чувствами можно спокойно пренебречь и вовсе не принимать их во внимание. Напротив, чувства негативные, но невербализованные - гораздо более мучительны и более травматичны для детской психики. Если ребенок твердо заявляет, что не хочет идти в сад, его слова для вас - закон: не нужно водить его в сад, если он этого не хочет. По крайней мере - этот конкретный сад вам точно придется сменить.

Имеет смысл помнить о критических периодах в жизни ребенка, когда с садом однозначно стоит повременить. К ним относятся периоды адаптации после длительной болезни или психологической травмы, а также - любые инновации в жизни семьи: переезд, рождение нового малыша, уход одного из родных, близких карапузу, развод родителей. Перечисленные ситуации и без того достаточно сильно угнетают детскую психику, и добавлять к этому дополнительную нагрузку нельзя. Кроме того, идея сада, ассоциативно связавшись с травмирующим событием, может стать ребенку навсегда отвратительна.

Если вы не хотите надолго (а то - и навсегда) восстановить чадо против дошкольных учреждений, будьте предельно чутки к его состоянию. Нередки случаи, когда попытки определить ребенка в сад приходится откладывать на месяц и более, и такой вариант вы тоже должны быть готовы принять спокойно, ни в чем не обвиняя своего ребенка.

Тел.: +7 (929) 5553855
Психологические услуги
Публикации и книги
ЧАВО
Вебинар-тренинг «Пиши!»
Представляем вашему вниманию тренинг для психологов «Пиши!». Тренинг рассчитан на практикующих психологов, которые заинтересованы в расширении собственной практики при помощи публикаций в Сети. В программе тренинга супервизия вашей практики, выделение вашей ЦА, формулировка вашего УТП, обсуждение специфики психологической публицистики, создание плана вашей первой публикации.

Автор и ведущий тренинга - создатель и директор Психологического Центра «Gaverdovskaya Studio» - Полина Гавердовская, психолог, клинический психолог МГУ, тренер и супервизор МГИ, сертифицированный гештальт-терапевт (European Assosiation Gestalt Therapy Sertificate).



Летняя терапевтическая группа «Про любовь»

Это будет уже вторая летняя терапевтическая группа на эту тему. На этот раз мы ждем вас в августе. Приходите! Будем снова говорить о любви. Что для вас любовь? В каких вы отношениях с ней? А она с вами? Хотели бы вы что-то понять про нее, любовь? Про себя с ней? Без нее? И что для вас лучше - когда она есть или когда ее нет? Кому и сколько нужно любви? Как пережить, когда ее меньше (или больше?), чем нужно? Где ее искать, как от нее отказываться? Да мало ли, какие могут быть у нас разные отношения с любовью…

Еще мы будем говорить о чувствах, которые сопровождают любовь - о страсти, о нежности, о близости, о радости и грусти. О чувствах, которые останавливают любовь - о злости, ревности, зависти, о боли и обиде. О том, какую цену приходится платить за любовь… и какую за ее отсутствие.

Группа будет длиться всего 3 дня. Именно это время будет отведено нам на жизнь в группе. За 3 дня можно успеть многое или ничего не успеть, можно рискнуть и сказать о самом важном или уйти, оставшись со своими чувствами и мыслями наедине. Вы сможете рискнуть и побыть настоящим, не пытаясь казаться и соответствовать чьим-то ожиданиям, сможете просто поделиться чем-то важным, почувствовать принятие и поддержку. И мы, ведущие, тоже постараемся быть честными с вами, а главное - с собой.

Подробности >>




Шестидневный терапевтический интенсив «Возвращение»
Шестидневный интенсив по работе с созависимыми состояниями. Киев, июль 2017 года.