Детское чтиво

Журнал «Kinder-bazaar», 2002 г.

Ваш малыш родился. Пройдено самое трудное - беременность, роды, младенчество. Кажется, Вы три тысячи раз простерилизовали бутылочки, сменили две тысячи подгузников и сотни раз встали среди ночи! Сначала Ваш малыш напоминал крошечный кричащий сверток, затем - сверток большой и поющий. Затем - это уже очаровательный хохочущий пупс. И прорезывание первых зубов - позади!

Карапуз пополз, затем пошел: все идет в ход, все оказывается у него во рту. И всякий раз он уже в метре от половика! Или - его голова как раз вровень с обеденным столом. Но вот позади и это.

С каждым днем Вам все интереснее с ним. Он удивляет Вас. Кажется, для Вас стало сюрпризом, что он развивается так стремительно. Однажды Вы делаете одно из самых замечательных открытий: он понимает! Понимает речь!

И Вам становится ясно, что пора покупать детские книжки.

***

Итак, Вы впервые отправляетесь за детскими книжками для своего малыша. И первое, что бросается Вам в глаза - огромный выбор детской литературы, особенно - в крупных магазинах. Книжки прекрасно изданы, но их так много! Как купить самое подходящее, и не ошибиться в выборе? Как доставить малышу радость и сделать развлечение развивающим? Как не испортить его вкус? Вот несколько советов молодым мамам.

1. Книжки детям от года до 16-ти месяцев.

Иллюстрации: ярко, понятно, просто.

Учительница (показывая детям ежа): Дети! Тот,
кого вы видите, вам отлично знаком! Это?..

Девочка: - …Ленин!
(Детский анекдот)

***

Вашему малышу чуть больше года. Его привлекает все яркое, цветное, блестящее, а также - новое. Этот момент прекрасно подходит для того, чтобы посадить его к себе на колени и показать ему его первую «книжку-малышку». И чем она будет ярче, тем скорее она привлечет внимание малыша. От Вас требуется только одно: помочь ему заинтересоваться и удержать его интерес к одной картинке как можно дольше. Умение рассматривать, разглядывать, способность удивляться - в дальнейшем очень пригодятся ему. От этого будет зависеть его способность концентрировать и удерживать внимание на чем-то одном, без которой, в свою очередь, нельзя ничему научиться.

Выбирая книжки для самых маленьких, прежде всего, следует обращать внимание на иллюстрации. Они должны быть яркими и гармоничными по цвету. Ведь вкус Вашего ребенка уже формируется! Отдавайте предпочтение тем книжкам, где художник, иллюстрировавший их, подчеркнул объём, и светотень - так малышу будет проще опознавать предметы и зверей, и запоминать то, что Вы ему рассказываете.

Чтение книжек с картинками - это не просто развлечение. Это - начало познания реальности. Городской ребенок, которому едва больше года, большинство из зверей, предметов и явлений, изображенных на картинках, видит впервые в жизни. (В самом деле, когда еще Ваш малыш увидит живого жирафа, льва, да просто - кролика! Если повезет - лет через несколько…) Поэтому, чем более реальны предметы, люди, звери, изображенные на картинках - тем лучше. Так, жираф должен быть рыжим и пятнистым, а не малиновым, лягушка - зеленой и мокрой, а не белой и пушистой. (Такой «юмор» Ваш ребенок оценить еще не сможет, а вот запутать его это может основательно.)

В одной современной книжке мне встретилась такая картинка: на спине улитки был изображен трехэтажный домик с черепичной крышей, трубой, мансардой и балконом, где сушится белье! Подумайте, как растеряется Ваш малыш, если представит себе, как улитка развешивала его!

Когда Вы впервые показали карапузу книжку с картинками, он способен был разглядывать один ее разворот не более полуминуты. Прошло всего полгода, и малыш уже внимательно рассматривает каждую страницу по нескольку минут и сосредоточенно вслушивается в то, что Вы ему рассказываете. Он может показать в книжке знакомых ему зверюшек. Он сам переворачивает страницу, когда ему стало скучно. И самое замечательное: у него уже есть книжки любимые и нелюбимые. Неплохо для начала!

Книжки для годовалых - о чем они?

Кроме рисунков, даже в самых простых «книжках-малышках» всегда что-то написано. В книжках для самых маленьких это будут просто надписи под картинками. Отдельные слова или фразы. Если Вашему ребенку чуть больше года - это не для него, а для мамы: это толчок Вашей фантазии. Истории, которые мама рассказывает малышу, показывая книжку, ребенок понимает смутно и отрывочно, но однажды каждая мама делает такое открытие: сын или дочка, которые говорят всего 3-5 слов, - понимают во много, много раз больше!

Слушая мамины истории и рассматривая красочные картинки, малыш расширяет пассивный словарь, учится понимать обращенную к нему речь. Так, постепенно, от книжек, состоящих только из картинок, Вы сможете перейти к тем, где есть стихи, маленькие сказки, пословицы и загадки. Что же касается иллюстраций, старайтесь относиться к ним взыскательно и позже: не давайте малышу плохо, безвкусно проиллюстрированных книг, пусть даже и с хорошими сказками!

По мере того, как ребенок становится старше, роль содержания книжек в его развитии выходит на первый план, вытесняя роль иллюстрации. Итак, вы начинаете читать малышу книжки с небольшим количеством текста. Теперь при выборе книг Вы уже стараетесь обращать внимание на их «содержательную сторону».

2. От двух до четырех

Формируем основные понятия при помощи иллюстраций

Активный словарь двухлетнего ребенка составляет примерно пятьдесят слов, и он может объясняться простыми предложениями, состоящими из двух слов и более. Всего через полгода Ваш малыш будет знать уже несколько сотен слов, и складывать фразы из трех и более слов. В три года его словарь составит уже тысячу слов. Я привела вам средние цифры. То, как будет развиваться именно Ваш ребенок, в огромной степени зависит от Вас.

У Вашего малыша уже закладываются основы сложного и многоэтапного про