Что им от нас нужно? :: Психолог П.Гавердовская

Что им от нас нужно?

Чем меньше ребенок, тем яснее для мамы ответ на вопрос, в чем он нуждается. Сначала ответ звучит так: «мама и молоко». Позже, например: «мама, хороший сад и плаванье». Потом: «хорошая школа, мама, спорт и английский». Еще позже: «хорошая школа, спорт, английский и мама». И так далее.
Иногда у мам случаются сбои, и ответ получается все время один и тот же: «мама и молоко, мама и молоко, мама и молоко». Или: «витамины и распорядок дня, витамины и распорядок дня…». Или: «спорт и самостоятельность, спорт и самостоятельность». Формула «мама и молоко» обычно потом сразу трансформируется в «мама и хорошая жена». А лозунг «спорт и самостоятельность» - в «что-то мой сын уделяет мне мало внимания».

* * *

Впрочем, отставим грустный юмор. Недавно я обнаружила себя матерью двоих детей полу-подростков, и в очередной раз задумалась о том, что нужно, все же, стараться не пропускать те существенные воспитательные нюансы, которые важны для наших детей между этапами «молоко» и «самостоятельность». Мой список существенного на данный момент оказался таким: «уважение, впечатления, внимание».

Под уважением я понимаю признание того факта, что мой сын или дочь - отдельная личность, отличная от меня. Я верю, что люди имеют право быть разными, и поэтому спор о том, кто из нас лучший или более правильный - абсурден. Я не думаю, что ребенка надо склонять к собственной точке зрения или давить на него с целью сделать его похожим на себя. Жестко настаивать на чем-либо имеет смысл, только если это связано со здоровьем или безопасностью. Все остальное - лишь обмен опытом между детьми и родителями. Если я уважаю своего ребенка таким, какой он есть, он получает право на самобытность и спонтанность. А это автоматически сообщает растущему человеку веру в себя. А без нее он никогда не будет счастлив.

Когда я говорю «впечатления», я имею в виду, что ребенок должен иметь выбор, в какую сторону ему развиваться. Именно впечатления, опыт, а не разговоры - дают этот выбор. Думаю, в детстве важна не столько глубина опыта, сколько его многообразие. То есть, я выбираю для своих детей не скрипку шесть дней в неделю, а два раза танцы, два раза рисование и два раза английский. А в следующем году, может быть, будет фехтование, оригами и шахматы. А там - посмотрим. Также я считаю, что детям полезны прогулки, поездки и разговоры с родителями, и, по большому счету, даже не важно, прогулки где и поездки куда (хотя, наверное, Европа предпочтительнее Индии, а лес - лучше, чем свалка). Проще говоря, ребенку необходимо накапливать информацию о том, как устроен мир. И проще всего получить эту информацию - перемещаясь по миру. А переварить ее помогут разговоры с родителями.

Внимание - та вещь, без которой я не смогу понять, в чем мои дети нуждаются прямо сейчас. Если я не буду внимательна, я не пойму, что сейчас важно, а что нет. Нравится ли кому-то из них рисовать или лучше лепить? Оставить ли оригами или - заменить его на каратэ? Предложить ту или эту книжку? Подбодрить или успокоить? Позвонить сейчас или позже? Пора ли поговорить с ними о страхах или же - о любви? Выкинуть ли какие-то пункты из этого списка или - добавить новые?

* * *

P.S. Я ни разу не упомянула любовь к детям. Это потому, что я верю: ни писать такие тексты, ни, тем более, читать их без любви к своим детям никто не станет.

Написано для журнала «Мой кроха и я»

Тел.: +7 (929) 5553855 (автоответчик Маша)
Психологические услуги

Личная, семейная и групповая психотерапия

Публикации и книги
ЧАВО
Первая ступень обучения гештальт терапии. Москва
Открыт набор в группу первой ступени обучения гештальт терапии Московского Гештальт Института Полины Юрьевны Гавердовской. Обучение проходит в Москве, по стандартам Европейской Ассоциации Гештальт Терапии (ЕАГТ)



Длительная терапевтическая группа

Длительная терапевтическая группа. Возможность не спеша позаботиться о себе. Группа под супервизией Полины Гавердовской. Осталось 4 места.

Подробнее >>